У национализма нет национальности

Статья 282 УК РФ — не только “русская”

В последнее время с высоких трибун не раз говорили о росте экстремизма среди молодежи и необходимости борьбы с теми, кто пропагандирует межнациональную рознь. Какова ситуация и как этому противостоять, “МК” выяснил в беседе с начальником Управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вячеславом Сизовым.

Статья 282 УК РФ — не только “русская”
Декабрьские события на Манежной площади в Москве — яркий пример того, как лидеры национал-радикалов устраивают несанкционированные массовые политизированные акции.

— Вячеслав Викторович, что происходит сегодня с экстремистской преступностью? Если судить по обилию публикаций, то создается впечатление, что насилие на межнациональной почве просто таки захлестнуло страну?

— Я бы не стал давать такие громкие оценки, но ежегодный рост числа экстремистских преступлений мы отмечаем стабильно. В среднем оно увеличивается на сотню в год. Если в 2006 году было зарегистрировано 263 преступления, в 2007-м — 358, в 2008-м — 460, в 2009-м — 548, в 2010-м — 656 преступлений. За 4 месяца 2011 года количество преступлений экстремистской направленности составило 213, что несколько больше, чем в аналогичном периоде 2010 г.

Столь заметный рост мы в первую очередь связываем с повышением активности правоохранительных органов в области выявления и пресечения преступлений экстремистской направленности. Среди преступлений, зарегистрированных в 2008–2010 годах как экстремистские, немало убийств, совершенных в предыдущие годы на межнациональной почве. Это не значит, что они вообще не были зарегистрированы, — были, но в “общеуголовной” статистике числились как нераскрытые убийства.

— Какого рода эти преступления? И кто в основном становится жертвами?

— Из общего числа преступления, совершенные с применением насилия, составляют около половины. Другая часть — это призывы к осуществлению экстремистской деятельности и распространение материалов, направленных на возбуждение ненависти и вражды на межнациональной и межконфессиональной почве.

Нападают чаще всего на мигрантов из стран Центральной Азии (в основном это узбеки, киргизы, таджики), азербайджанцев, представителей народов Дагестана, выходцев из стран Африки, Восточной и Юго-Восточной Азии. Вместе с тем все большее число славян становятся жертвами этнически мотивированных нападений, причем не только в северокавказских республиках.

— В связи с публикациями в Интернете возбуждаются уголовные дела?

— Да, и немало. Ведь Интернет — публичное пространство. Согласитесь, если за распространение, скажем, на улице газеты или листовки экстремистского содержания лицо привлекалось бы к уголовной ответственности, а за размещение идентичной информации в Интернете — нет, то нарушалась бы всякая логика и здравый смысл.

Наибольшую популярность у противоправно ориентированной категории граждан получили социальные сети. Так, сеть “ВКонтакте” насчитывает около 60 млн. человек. Только за 2010 год следственные органы возбудили 13 уголовных дел, связанных с распространением в этой сети материалов экстремистского характера, в некоторых случаях установлены факты использования сайта для объединения в группы с целью совершения преступлений. Потом видеоролики нападений выкладываются в Сеть. Мониторинг показывает, что экстремисты продолжают поиск единомышленников, пользуясь бездействием организаторов и модераторов сети.

За 2010 год 53 материала в сети Интернет признаны судами экстремистскими. И на сегодняшний день в производстве следственных органов находятся десятки уголовных дел о размещении в Интернете материалов, направленных в основном на возбуждение расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды. Некоторые из них открыто призывают к осуществлению террористической деятельности или даже оправдывают терроризм. Ряд таких фактов вскрыт непосредственно Генеральной прокуратурой.

Некоторые такие преступления получили широкий общественный резонанс. К примеру, видеоролик, демонстрирующий убийство двух людей — одному отсекают голову, а другого убивают из огнестрельного оружия. Этот ролик был распространен вначале на американском сервере, затем на сайте, расположенном в Германии, после чего был опубликован в российском сегменте Сети. Ряд уголовных дел, связанных с его размещением, успешно расследован, виновные осуждены, однако в связи с тем, что ролик нет-нет да всплывает в различных социальных сетях, созданных в Интернете, уголовные дела в отношении распространителей возбуждаются и по сей день.

— А выявлены ли те, кто этот ролик не только разместил, но и снял? Долгое время шли споры, реальное это убийство или инсценировка?

— К сожалению, найти тех, кто это совершил, — пока не удалось. Дело приостановлено в 2009 году. Но то, что это преступление подлинное, — доказано экспертизой. Выявление лиц, виновных в совершении подобного рода преступлений, их изобличение затруднено несовершенством нормативно-правовой базы, фактической анонимностью пользователей и размещением провокационных сайтов, как правило, за пределами юрисдикции российских правоохранительных органов.

— Вы не раз говорили о деструктивных силах, усилия которых направлены на подрыв устоев российской государственности. Кого вы имели в виду?

— На первом месте, безусловно, находятся лидеры молодежного экстремизма. На фоне отсутствия “социального лифта” и несформировавшейся мотивации позитивных установок, кризиса культуры и духовной дезориентации молодежь становится все более восприимчивой к радикальным идеям. Отмечены попытки установления и расширения влияния со стороны объединений, использующих псевдопатриотическую и националистическую риторику, за деятельностью спортивных фанатов. Это создает предпосылки к увеличению количественного состава националистических группировок и популяризации экстремистской идеологии. Все более вызывающими становятся попытки лидеров ряда объединений национал-радикальной направленности организации несанкционированных массовых политизированных акций. Яркий пример — декабрьские события на Манежной площади в Москве и других городах.

Естественно, речь идет не только о скинхедах и других так называемых “правых”, но и о движении “Антифа”, которое по методам мало чем отличается от своих оппонентов. То же самое касается и представителей других радикальных националистических групп, независимо от их местонахождения. Поэтому укоренившееся среди националистов понятие, что 282-я статья УК РФ — “русская”, не соответствует действительности. Перед законом все равны.

Мы сдвинулись с места по делам в Башкирии, Татарстане, Уральском федеральном округе, Сибири. Там есть дела в отношении неславян.

Экстремистское видео с казнью двух человек периодически всплывает в социальных сетях. Найти тех, кто совершил преступление, не удалось. Но уголовные дела в отношении распространителей возбуждаются и по сей день.

Другой аспект — распространение на территории страны радикальных форм ислама, неоязычества, некоторых так называемых новых религиозных движений, не имеющих ничего общего с традиционными для народов России религиями.

В настоящее время судами Российской Федерации по искам прокуроров запрещена деятельность 23 объединений, которые признаны экстремистскими, из них 9 религиозных, 7 националистических.

— Но не кажется ли вам, что, борясь с легальными организациями и движениями националистов типа ДПНИ, “Славянский союз”, НСО и запрещая их деятельность, тем самым мы сами создаем опасный прецедент, порождая еще более страшное направление экстремизма в лице “автономов”? Полулегальных националистов хоть как-то можно сдерживать и вести с ними диалог. А автономы действуют маленькими закрытыми группами, и, как правило, поймать их можно только после совершения преступления, как это было с убийством адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой. В этом случае профилактика почти невозможна.

— С автономами будем бороться по мере их появления. Другого пути у нас нет.

— Незаконная миграция вносит свою лепту в дестабилизацию обстановки?

— С одной стороны, за счет миграции решается вопрос о воспроизводстве трудовых ресурсов, с другой — имеет место проникновение в страну лиц, лишенных зачастую внутренней системы ценностей. Прокурорские проверки свидетельствуют, что последний аспект, создающий реальную угрозу государственной безопасности России, не в полной мере учитывается уполномоченными в данной сфере деятельности органами. Это формирует условия для легализации на территории страны лиц, причастных к деятельности международных экстремистских и террористических организаций, вербовки ими новых сторонников, насаждения среди населения религиозно-экстремистских взглядов.

В ряде субъектов Российской Федерации предложения по объемам квот на 2010 год и объемы согласованных лимитов явно завышены.

В 2010 году прокурорами субъектов Российской Федерации в сфере миграции выявлено 2644 нарушения законов о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму. По всем фактам нарушения закона прокурорами приняты меры.

— Есть ли положительные примеры нестандартных подходов в работе с молодежью?

— При выезде в прокуратуру Ставропольского края мы обратили внимание на интересный подход к проведению работы по воспитанию толерантности. В августе 2010 года там был организован первый всекавказский молодежный образовательный лагерь “Машук-2010”. В его работе приняли участие около 2000 молодых людей из республик округа.

В течение всего периода функционирования лагеря не произошло ни одного конфликта на межнациональной почве. Как нам пояснили в Комитете Ставропольского края по делам молодежи, многие ребята продолжают общаться и сейчас, готовятся принять участие в работе молодежного форума уже в этом году, который также пройдет на территории Ставропольского края в июле 2011 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру