Аэропорт почти не виден

У государства есть претензии к собственникам “Домодедово”

“Домодедово” в последние годы стал самым крупным столичным аэропортом. Нет ему равных и по непрозрачности бизнес-модели, основанной на запутанных офшорных схемах. Государство уже выразило свое недовольство тем, как ведется бизнес в “Домодедово” со “спрятанными” владельцами крупного транспортного узла. Там, где деньги непонятно как приходят и непонятно в чьи руки попадают, невозможно выяснить, кто и за что отвечает.

У государства есть претензии к собственникам “Домодедово”

Общественность и власть обратили внимание на дела аэропорта в декабре 2010 года, когда из-за “ледяного дождя” и перебоев с электричеством тысячи пассажиров не смогли вылететь из Москвы. Это внимание усилилось после теракта 24 января 2011 года, когда после взрыва в “Домодедово” погибли более 30 человек. Тогда увольняли чиновников и силовиков, отвечавших за безопасность, но владельцы стратегического транспортного узла вышли из воды сухими. Это вызвало гнев общественности.

30 апреля этого года Генпрокуратура РФ заявила, что управление аэропортовым комплексом “Домодедово” осуществляется иностранными компаниями, которые зарегистрированы в офшорных зонах. То есть транспортный узел, важнейший для обороны и безопасности страны, как выяснилось, принадлежит иностранцам. С кого спрашивать за безопасность страны? С иностранцев?

Однако за иностранцами, как утверждают деловые СМИ, стоят владельцы аэропорта с вполне российскими фамилиями. В прессе появились имена Валерия Когана, Дмитрия Каменщика и Дмитрия Шаклеина, которых журналисты назвали конечными владельцами “Домодедово”.

Сын милицейского чина в Свердловске Дмитрий Каменщик приехал в Москву в конце 1980-х. Был владельцем турфирмы “Малахит”, работавшей с “челноками”. В начале 1990-х стал генеральным представителем СП “Ист Лайн” в столице. Фирма была зарегистрирована на Кипре фирмами из Лихтенштейна.

Валерий Коган из Душанбе. В советское время трудился в “Таджикпотребсоюзе”, в конце 1980-х — в постоянном представительстве Таджикистана в Москве, затем ушел в бизнес. В 1990-е годы Коган вошел в соучредители московского ЗАО “Югтрастинвест”. В 2000-х Коган и Каменщик начинают работать с аэрокомплексом “Домодедово”.

В 1990-х партнером Каменщика был Дмитрий Шаклеин, совладелец ЗАО “Ист Лайн”, который возглавлял представительство кипрской Hacienda Investments Limited в Москве. На эту компанию записана вся недвижимость “Домодедово”.

В 2007 году для управления аэропортом создается “Группа Ист Лайн”, в нее входят управляющая офшорная компания Airport Serviсes Development Ltd. и еще 15 коммерческих организаций.

Всего с 1991 года владельцы “Домодедово” менялись 13 раз. Все эти годы структура становилась все более запутанной и непрозрачной.

Вот некоторые “движения” компаний. В 1994-м на Кипре родилась East Line при участии лихтенштейнских компаний и траста. В 1995-м Дмитрий Шаклеин вместе с компаниями из Лихтенштейна регистрирует ЗАО “Ист Лайн”. В 1998 году “Ист Лайн” пораждает аффилированную EAST LINE Handling. Затем возникает еще один офшор — Airport Services Development Ltd (зарегистрирован на о. Мэн, владел 19,99% ЗАО “Авиакомпания Ист Лайн”).

В 2000-м году “Ист Лайн” заявляет о начале глобальной реконструкции аэрокомплекса, в бухгалтерских отчетах появляется Hacienda Investments. В этом калейдоскопе фирм сведения о реальных доходах “Домодедово” становятся миражом. Более того, за ширму офшоров помещаются любые перемещения капитала аэрокомплекса.

В 2010-м году компания FML, номинально контролирующая “Домодедово”, раскрывает, что 36,3% ее акций принадлежат иностранцу Шону Кайрнсу, еще 63,7% — у Джейн Петерс. При этом в 2009-м у FML было три акционера. Третьим был, конечно же, офшор Copperwood Nominees Ltd. Куда пропал этот соучредитель? Кто и что получил от его продажи? На этом примере разговоры о налогах в “кассу” государства теряют актуальность. Сколько в результате этих сделок потеряло государство, подсчитать крайне тяжело. По приблизительным подсчетам, это десятки миллиардов рублей.

Сейчас аэропорт с такой структурой собственности готовится выйти на биржу. Владельцы планируют привлечь около $1 млрд, для этого они хотят разместить пакет акций (около 20–25%) кипрской DME Airport Ltd, которая тоже контролируется собственниками “Домодедово”.

Интересен ли цивилизованным иностранным фондам и банкам аэропорт с непрозрачными финансовыми потоками и “спрятанными” собственниками? В западных фондах, входящих в закрытый пул инвесторов, выразивших 
готовность стать покупателями акций “Домодедово”, настроения после последних событий меняются, утверждают источники в биржевых кругах.

Отношение к событиям вокруг аэропорта у государства хорошо прослеживается в словах президента России Дмитрия Медведев, произнесенных о собственниках аэрокомплекса в апреле этого года: “Коммерческие структуры должны быть открыты, а не прятаться и уходить от ответственности”.

По распоряжению Генпрокуратуры, налоговики проводят проверку в “Домодедово”, а Минтранс РФ работает над законопроектом о запрете на участие иностранцев в управлении стратегическими транспортными предприятиями, а также внесет изменения в правила сертификации аэропортов, которые обяжут соискателя сертификата раскрывать информацию о собственниках.

Остается только надеяться, что ситуация, когда владельцы стратегических объектов думают только о собственном обогащении, а борьба с терроризмом скорее напоминает сражение с ветряными мельницами, уйдет в прошлое. А “Домодедово” встанет на цивилизованные бизнес-рельсы и станет гордостью страны. Как того и заслуживает.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру