Лора и тысячи других зрителей были вознаграждены за свое терпение. В четверг около 9 вечера из Сент-Джеймского дворца неожиданно вышли принцы Уильям и Гарри и прямиком направились к многочисленной толпе. “Вам тут не холодно? — первым делом спросил Уильям, пожимая руки собравшимся и широко улыбаясь, — я попросил, чтоб вам принесли чай и кофе”. На чей-то вопрос, не волнуется ли он перед таким важным днем его жизни, Уильям хитро подмигнул: “Да мое дело простое — не забыть, что надо сказать, когда архиепископ спросит, согласен ли я взять в жены Кейт”.
Хотя формально свадьба принца Уильяма не может считаться государственной, поскольку он пока еще только второй претендент на королевский престол, британские власти сделали все, чтобы придать ей максимально высокий статус. 29 апреля в Вестминстерском аббатстве вполне мог появиться даже Барак Обама с супругой, отказавшийся от поездки только потому, что во второй половине мая он собирается в Лондон с первым для себя государственным визитом. По личным обстоятельствам не сумел приехать и Николя Саркози, приславший в связи с этим королеве свои глубокие извинения.
“Поскольку официально это событие относится к разряду “частных”, по протоколу все эти политические деятели могли бы и не приезжать, — объяснил “МК” директор Ассоциации зарубежной прессы в Лондоне (FPA) Кристофер Уайльд, — и то, что почти все приглашенные сочли за честь присутствовать на свадьбе.
Сбор гостей в Вестминстерское аббатство начался почти за 3 часа до того, как в нем появилась счастливая невеста. Первыми еще в 8.15 пришли несколько постоянных прихожан церкви, которые оказались в числе приглашенных. Одновременно подошли те, кто должен был помогать архиепископу Кентерберийскому Роану Уильямсу во время исполнения обряда венчания.
Основная часть гостей подходила с 9.50. Надо сказать, что знаменитые английские церемониймейстеры остались верны себе: все продумано до мельчайших деталей. В частности, в каждом пригласительном билете было указано не просто время начала церемонии, а точное (до минуты) время, когда этот конкретный гость должен войти в здание аббатства. Кстати, последняя генеральная репетиция церемонии прошла в ночь на 28 апреля. Она началась в 2 часа утра и продолжалась до рассвета. Среди участников репетиции были и принц Уильям и его будущая жена. Как рассказал “МК” один из участников репетиции, самым трудным испытанием для Кейт Мидлтон было так пройти от входа до алтаря и обратно, чтобы не запутаться в длинном шлейфе.
О том, до какой степени строги английские устроители церемоний, говорит такой факт. В 1981 году во время подготовки к своей свадьбе Диана взмолилась: “Дайте мне хотя бы право в случае необходимости опаздывать на пару минут”, — обратилась она к “директору-распорядителю” Букингемского дворца. “Да-да, конечно, я даю вам три дополнительные секунды”, — ответил он без тени улыбки.
Красной ковровой дорожки по типу оскаровских церемоний здесь, конечно, не было, но молодые дамы все-таки успевали продемонстрировать телезрителям свои специально сшитые по такому поводу наряды. Конечно, все ждали подвенечного платья невесты, но для женской части публики пропустить наряды таких светских львиц, как Тара Палмер-Томкинсон, Саманта Кэмерон или Виктория Бекхэм, тоже было делом непозволительным.
Церемонию бракосочетания провел главный священник англиканской церкви архиепископ Роан Уильямс (формально главой церкви является британский монарх).
Из Вестминстерского собора молодые вышли не только мужем и женой, но и обладателями новых титулов — герцога и герцогини Кембриджских.
В государственном открытом ландо 1902 года выпуска, запряженном четверкой белых лошадей, в сопровождении почетного кавалерийского эскорта королевских гвардейцев супруги проследовали в Букингемский дворец. Там за закрытыми дверями были сделаны первые памятные фотографии молодоженов с членами королевской семьи, с представителями иностранных королевских домов, с почетными гостями.
В 13.30, как и было заранее объявлено, Уильям и Кейт вышли на балкон Букингемского дворца, чтобы приветствовать сотни тысяч своих поклонников, размахивающих британскими флагами. И, наконец, кульминация и финальный аккорд всей публичной церемонии — поцелуй молодоженов, который теперь будет растиражирован в фотографиях по всему миру.
Сразу после этого королева дает официальный прием в честь своих гостей, после чего Елизавета и Филипп отправятся отдыхать в Виндзорский замок. А вечером принц Уэльский Чарльз и его жена Камилла устроили все в том же Букингемском дворце теплую дружескую вечеринку для близких друзей. Там в узком кругу (всего 300 человек) и неформальной обстановке звучали шутки, тосты и много-много современной музыки. “Это настоящий свадебный ужин, какой бывает у всех нормальных молодоженов, — сказал мне один из гостей, — по сути дела Уильям и Кейт и есть нормальные счастливые молодожены”.