Гудбай, трамвай!

Ногинск сошел с рейсов

Всего два города в Подмосковье — Коломна и Ногинск — могли до недавнего времени похвастаться таким видом транспорта, как трамвай. Нигде, кроме них, не бегали разноцветные вагончики “со звоном”. Присутствие трамвая придавало старинным провинциальным городкам особый, незабываемый колорит. Теперь его стало ровно в 2 раза меньше. Ведь с начала апреля вагоны в Ногинске больше не выходят на линию.

Ногинск сошел с рейсов

Говорят, что именно пуск ногинского трамвая, который состоялся в 1924 году, описан в знаменитом романе “Двенадцать стульев”.

— Дышите глубже, вы взволнованы!

Правда это или легенда, призванная поднять рядовой факт до события мирового масштаба, сегодня не столь уж и важно. Важно то, что тогда, в прошлом веке, бывший диковинкой в Подмосковье электрический транспорт обещал перевернуть жизнь — в Ногинске в 20-е годы на полном серьезе мечтали протянуть трамвайную линию до самой Москвы.

Ногинский трамвай — явление уникальное. Пожалуй, на всем белом свете не сыщешь трамвая с одной колеей. Маршрут у трамвая тоже один — “номер первый”, естественно: от рабочей окраины Доможирово через центр города и вокзал к поселку текстильщиков Глуховка. Строительство встречной, второй, колеи не потянули. А дальше война — не до этого. Так и ездили почти 90 лет: туда и обратно.

Чтобы на однопутке вагоны встречного направления могли разминуться, была организована система разъездов. Практически на каждом перегоне существовал специальный “карман”, куда вагоновожатый съезжал с основного пути и ждал появления встречного. Кто кого пропускает, определяли инструкции и расписание, следовать расписанию требовалось с точностью до минуты. Если движение выбивалось из графика и трамвай застревал, вагоновожатый бежал в телефон-автомат звонить в диспетчерскую депо — сообщать о ЧП. Туда же трезвонил коллега, ждущий напрасно в “кармане” появления встречного. Со стороны такой обмен информацией выглядел невероятно смешно, но в третьем тысячелетии появились мобильники, и стало полегче.

Несмотря ни на что коренные жители Ногинска любили трамвай. Ему прощали кривые рельсы, отстои и тихоходность (12 километров пути — такова протяженность всей линии — трамвайчик мог преодолевать два часа), тряску и прочие неудобства. Раритетный трамвай был фирменным знаком патриархального городка.

— Всю жизнь в трамвае каталась, — вспоминает пенсионерка Татьяна Петровна Кривцова, — из дома на ткацкую фабрику, вечером за покупками в город, а в воскресенье, случалось, и в наш местный театр. Проезд на трамвае в советское время стоил, по-моему, три копейки. Помню, как на ноябрьские праздники трамвай забирали на демонстрацию. В вагоны сажали переодетую молодежь — матросов, солдат, комсомолок. Когда проезжали мимо трибуны с начальством, народные массы пели революционные песни, а когда просто по улицам — то частушки горланили.

С приходом капитализма трамвай потеснили маршрутки. Пассажиропотоки стали другими — все меньше народу спешило на фабрики к проходным. Число составов на линии сокращалось. Закрывались разъезды. Тем не менее 80-летие трамвая в 2004 году отметили хорошо. На остановках поставили павильоны, таблички с интервалом движения, раскрасили по-праздничному вагоны. Достойно справили следующую круглую дату.

Однако 2011 год оказался для ногинского трамвая началом конца. В министерстве транспорта области и в ГУП “Мособлэлектротранс”, который является хозяином раритета и которому, грубо говоря, принадлежат вагоны, рельсы, столбы с проводами, депо, мастерские и прочая материальная часть, ногинский трамвай решили закрыть.

— Если бы трамвай принадлежал муниципалитету, — сообщили “МК” в администрации городского поселения Ногинск, — мы бы не дали его в обиду. Но получается, что это чужое имущество, о котором владелец неважно заботился — ресурс подвижного состава и путевого хозяйства практически выработан. И это несмотря на то, что из бюджета города каждый год выделялись миллионы рублей на поддержание работы трамвая. Чтобы не закрывать трамвайную линию окончательно, городская администрация настояла на временном прекращении деятельности трамвайного парка. Мы намерены добиваться его перехода от ГУП “Мособлэлектротранс” в собственность города. Но с условием: ГУП отремонтирует все, что им “убивалось” годами.

Это позиция руководителей города и горожан, кому дорога местная достопримечательность. Однако и у другой стороны есть “железные” аргументы. Прежде всего убытки в 25 миллионов рублей, понесенные в прошлом году в результате работы трамвая. Они в свою очередь складываются из ряда убийственных цифр. Так, при тарифе на проезд в 23 рубля фактическая себестоимость перевозки одного пассажира составляет 82 целковых. Прибавьте сюда предельный срок эксплуатации трамваев, который приближается к 15 годам, низкую заполняемость вагонов (15 процентов) и т.д.

“Учитывая вышеизложенное, закрытие трамвайного маршрута не ухудшит транспортное обслуживание населения, которое может пользоваться автобусными маршрутами”, — постановили чиновники.

Что дальше? Первоапрельская шутка — пардон, мораторий — затягивается. Ей-богу, странные люди эти чиновники. Всего четыре года назад на ту же тему они рекламировали другие проекты: что ногинский трамвай не только не закроют, наоборот, будут всячески развивать. Что сделают его скоростным и свяжут... нет, не с Москвой. Всего-навсего с соседней Электросталью.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру