Общественное самоуправление в Омске: КТОС получит деньги

Куда уйдут 300 миллионов из казны?

Министерство государственно-правового развития Омской области обратилось в областную прокуратуру с письмом, в котором критикует действующего мэра Омска Виктора Шрейдера. Эксперты считают, что существуют факты, свидетельствующие о преступлениях, признаки которых прописаны в статьях 285.1 (“Нецелевое расходование бюджетных средств”) и 286 (“Превышение должностных полномочий”) Уголовного кодекса Российской Федерации.
Куда уйдут 300 миллионов из казны?

В юридической плоскости основной упрек мэру сводится к тому, что, вопреки закону, в 2010 году он самовольно расширил перечень направлений, финансируемых за счет бюджетных средств. А говоря простым языком, мэрия стала оплачивать жилищно-коммунальные услуги старшим по домам, председателям домовых и квартальных комитетов, членам комитетов территориального общественного самоуправления (КТОС), поощрять председателей, специалистов и активных участников местного самоуправления. (В общей сложности к этой категории льготников официально можно отнести около 16 тысяч омичей. Неофициально их куда больше.)


Речь идет о постановлении городской администрации “Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на возмещение отдельных видов затрат по текущему содержанию органов территориального общественного самоуправления из бюджета города Омска в 2010 году”. Эксперты подсчитали, что в 2010 году на компенсацию членам КТОС оплаты жилья и коммунальных услуг мэрия отводит 28,9 миллиона рублей. На поощрение участников КТОС, работающих на общественных началах, — 9 миллионов. Для председателей и специалистов КТОС, работников фондов развития территориального общественного самоуправления предусмотрено 24,2 миллиона рублей. Текущее содержание органов самоуправления отнимет у городского бюджета еще 5 миллионов.


Если эти деньги раздать всем жителям Омска поровну, то придется почти по 60 рублей на каждого человека, включая детей. Или по 120—250 рублей на семью. Но мэр распределил эти деньги только среди своих активистов: им досталось гораздо больше, а кому-то — ничего.


Местные наблюдатели уже провели сравнительный анализ бюджетных цифр, который говорит сам за себя. Так, по данным издания “Омский вестник. Деловая среда” от 1.09.10, совокупный объем расходов на общественное самоуправление только в 2010 году в 12 раз превышает сумму, которая отводится на городскую целевую программу “Обеспечение жильем молодых семей на 2009—2012 годы”.


Впрочем, что сравнивать. Достаточно просто взглянуть со стороны на действия омского градоначальника в период, когда из-за аномальной жары и засухи природные пожары бушевали в 17 регионах, а в семи из них указом президента был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Как отреагировало тогда правительство России на общую беду? Оно направило погорельцам на компенсацию потерь от пожаров более миллиарда рублей. Чем занималось правительство Омской области в тот же период? Также поделилось с пострадавшими от пожара материальной помощью в размере 45 миллионов рублей. Чем помог погорельцам мэр Омска? Увы. В городском бюджете для страдальцев из соседних регионов не нашлось ни копейки. Зато подконтрольные мэрии общественные организации в это же самое время недостатка в финансировании не испытывали.


Так что же это за таинственные общественные структуры, члены которых легко получают средства из бюджета на покрытие коммунальных платежей, в то время как вся страна по крохам собирает гуманитарную помощь и деньги для трех с половиной тысяч погорельцев?


КТОСы были созданы в формате некоммерческих организаций лет пятнадцать назад для одной цели — побуждать омичей к самоорганизации для решения местечковых задач (озеленение территорий, разнос квитанций по соседям, обустройство дома и прилегающих территорий, организация субботников). На тот момент КТОСы преимущественно состояли из добрых сердцем пенсионеров, которые, находясь на заслуженном отдыхе, сообща тратили свое личное время и силы на общественно-полезные дела. То есть занимались тем, чем и должны заниматься организации подобного толка. Люди работали от души, не думая о вознаграждении. Ситуация изменилась весной прошлого года, когда на смену наивным седовласым общественникам пришли прагматичные и энергичные менеджеры.
Последних в народе тут же прозвали “опричниками”. Прежде всего, как считают местные политологи, за готовность вести борьбу за омского градоначальника.


Как считает тот же “Омский вестник. Деловая среда”, если областная прокуратура не сумеет оградить омичей от причудливых устремлений мэра нынче, то через три года КТОСы проглотят уже 300 миллионов бюджетных средств. Что там Иван Грозный с его шебутной ватагой сотрапезников в Александровой слободе. Малые неразумные дети, дорвавшиеся до бесплатной кормушки. Сегодня в Омске все поставлено на серьезные коммерческие рельсы. Впору нашим генералам сюда за опытом наведаться. Все-таки создана целая армия хорошо проплаченных, вымуштрованных наемников, с четкой организационной структурой, своими штабами, тыловым обеспечением и простыми солдатами, готовыми в любой миг обрушить на мирных граждан свою беспощадную агитационную дубину. Вот вам и силы быстрого реагирования, которые можно использовать по своему усмотрению. А придумать для них задание можно любое: от провокаций и открытого неповиновения государственным органам власти до организации массовых беспорядков. Все это они умеют и могут.


Сосед автора этих строк, пенсионер дядя Гриша, отставной подполковник, недоумевает. Его армейское рациональное мышление постоянно в поиске ответа на бытийные вопросы, которые то и дело подкидывает омичам городской голова. “Вот эти КТОСы… Чего они полезного сделали для жителей города?! Только и знают, что агитируют за мэра. Тут корячишься, сводишь концы с концами, а этим ктосовцам льготы — освобождают от квартирной платы. Где справедливость?”


Пока президент Медведев вкупе с премьером перемещаются по городам и весям, призывая мобилизовать всех и вся на поднятие страны со дна экономического кризиса, пытаясь направить общественную мысль в созидательное русло, сплотить соотечественников, вытеснив из политического обихода всякие деструктивные сепаратистские настроения, кому оказывает денежную помощь мэрия? Жертвам вредных производств? Пострадавшим от лесных пожаров? Многодетным семьям? Нет. Водораздел проходит не по линии социальной незащищенности, а, похоже, по линии личной преданности.


Тут и там, на остановках, в троллейбусах, в очередях возникают стычки между оппонентами, которые уже не ограничиваются парламентcкими выражениями. Эксперты видят в этом прямую угрозу для социальной стабильности в городе, не в шутку размышляя о возможных сроках взрыва людского негодования. Опричников и Ивана Грозного в народе никогда не любили.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру