Анти-дюннинговая компания

Как в Питере пришли к тому, от чего ушли в советские времена

Экономические реформы в России хороши тем, что не нужно изобретать велосипед, все уже придумано за нас. И сельскохозяйственные кооперативы, и металлургические холдинги, и торговые сети — все это живет и здравствует в цивилизованном мире, нам остается только тиражировать опыт по стране и учиться, как говорится, на старших глядя. Но вот с этим-то в бизнес-кругах часто и возникает заминка. Человеческий фактор, личные амбиции акционеров, а порой и Марксова прибавочная стоимость тянут торговую сферу назад, к социализму — с его очередями и дефицитом. Примером тому — история с ООО “Лента” — питерской торговой сетью.
Как в Питере пришли к тому, от чего ушли в советские времена

Иду по одному из его гипермаркетов и отчетливо слышу эхо собственных шагов. Время, можно сказать, самое горячее для закупок, полдень, а на огромных торговых площадях всего десятка два покупателей. Некоторые витрины полупустые (гречки, разумеется, нет!) или даже задернуты специальной шторкой. Девиз “Ленты” — “Экономия в каждой покупке. Всегда” — явно противоречит ценникам на прилавках и звучит как насмешка: картофель величиной с горох — 15 руб. килограмм, но такой и покупать не станешь, а другого нет. Капуста — 20—25, бескостное мясо от 250 рэ и выше.


— Когда-то здесь все было по-другому, — вздыхает местная жительница, 68-летняя пенсионерка Мария Викторовна. — Не магазин был, а полная чаша, мы все его любили! Широкий выбор, приемлемые цены, вежливый персонал. Сейчас сами видите, во что превратился.

* * *


Действительно, еще полгода назад торговая сеть “Лента” считалась одной из самых посещаемых в городе на Неве. При генеральном директоре ООО Яне Дюннинге бюджет по чистым продажам только в первом полугодии нынешнего года по сравнению с этим же периодом 2009 г. вырос более чем на 20%.


Что же случилось впоследствии? А то, с чего мы и начали эту историю: личные амбиции акционеров, оценка труда управленцев по принципу личной преданности.


Так, 27 мая 2010 г. совет директоров, сместив генерального директора Яна Дюннинга, избрал руководителем сети некоего Сергея Ющенко. Впрочем, “избрал” — сказано слишком сильно, ведь на заседании совета директоров компании не было необходимого кворума. Во всяком случае, именно так утверждает сама пострадавшая сторона — Ян Дюннинг. В заявлении, поданном им в Межрайонную инспекцию ФНС России №15 по Санкт-Петербургу в начале июня 2010 г., он сообщает, что “за принятие данного решения проголосовали только трое из восьми членов совета директоров компании, не представляющие интересы большинства акционеров “Ленты”.


Начались многочисленные протесты и тяжбы. В начале августа Ющенко получил было регистрацию в госреестре в качестве директора. Но через пару недель на это место питерская налоговая… снова вернула Яна Дюннинга!


Но, видимо, информация из госреестра еще не дошла до гендиректора. Сергей Ющенко по-прежнему занимает служебный кабинет, во Всемирной паутине фигурирует гендиректором и реально, а не виртуально руководит компанией! Может, председатель совета директоров Дмитрий Костыгин (именно он со товарищи лоббировал Ющенко!) исходил из благих намерений? Что тот придет, увидит и победит? То бишь укрепит менеджмент, подкорректирует финансовую политику — и торговая сеть обретет как бы второе дыхание, заработает еще эффективнее, чем при г-не Дюннинге?


Ничего подобного, увы, не случилось. Личность Сергея Ющенко, его деловые качества уже тогда вызывали сомнения у некоторых миноритарных акционеров. На руководящих должностях он работал и там и сям. Но нигде особо долго не задерживался. Например, в известной компании “Евросеть” г-н Ющенко продержался всего 4 месяца. Сможет ли он достойно представлять бренд “Ленты”? Буквально через 2—3 месяца розничные цены процветающей компании начали расти.


Причиной тому может быть минувшее лето. Во многих регионах России оно ознаменовалось сильнейшей засухой и лесоторфяными пожарами, которые сделали свое черное дело — ударили по сельхозпроизводителю. А при срыве поставок всегда возникает чехарда с ценами, сокращается предложение…


Правда, в Северной Пальмире не было изнуряющей московской жары и пожаров. Если помните, москвичи целыми семьями уезжали туда в июле и августе.


А может, причина в другом? По мнению опытных менеджеров, ценовая свистопляска и обеднение ассортимента возникает там, где заготовители меняют поставщиков продукции, пользуются серыми схемами или “вдруг” ни с того ни с сего прибегают к услугам фирм-посредников. Ведь тем процент с оборота отдай и не греши — вот стоимость товаров и подскакивает.


* * *


Наступившая в последние годы стабилизация общества позволяла нам надеяться, что пережитки прошлого — рейдерские захваты предприятий, уклонение от налогов и пр. — мы забудем как кошмарный сон. Ведь Россия — не банановая республика, в ней должен восторжествовать закон и порядок.


Не исключено, что на островах Карибского моря происходят и не такие чудеса. Но при чем тут Россия, Северная столица?!


— Майн God, майн God! — только и восклицает Ян Дюннинг.


Ведь в недалекую бытность его правления посещаемость сети магазинов ежемесячно росла на 12—14%, а закупки по чекам — на 6%. Да и в какой стране такое бывает, чтобы законный гендиректор не мог полноценно работать?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру