Общественные слушания состоялись в Министерстве транспорта РФ — в профильном ведомстве. В расширенном совместном заседании общественных советов Минтранса и Росавтодора приняли участие члены общественного совета, чиновники, архитекторы, разработчики проекта, экологи и общественность в лице Евгении Чириковой и других защитников Химкинского леса. Вел высокое собрание известный юрист и общественный деятель Анатолий Кучерена.
Сразу стало понятно, что против строительства новой дороги на Санкт-Петербург никто не возражает — все прекрасно понимают, что Ленинградка давно не справляется со своими функциями. При пропускной способности 60 тыс. автомобилей по ней в часы пик проносится 130—150 тыс. Оживленная трасса разрезала пополам город Химки (в котором, на минуточку, проживает 150 тыс. чел.), не говоря уже о том, что бедные химчане вынуждены дышать отравленным воздухом и экологическая ситуация в городе хуже некуда.
Поэтому вопрос стоял не о том, строить дорогу или нет, а о том, как и где строить. На рассмотрение общественности было предложено пять вариантов ее прокладки. Все они имели свои преимущества и недостатки.
Вариант № 1. Трасса должна пройти через городской округ Химки. Это совмещение ранее предложенного варианта обхода города и съезда в районе п. Молжаниново на трассу М-10 “Россия”. Далее предусматривается реконструкция (расширение) Ленинградки и устройство над ней большой эстакады.
Этот вариант, как отметили эксперты, имеет много недостатков, и главный из них — снос целого рядя жилых домов в Химках и деревне Новоселово. Придется переселять более 3 тыс. жителей. Понятно, что это не вызовет энтузиазма у химчан и жителей области и приведет к новым акциям протеста, удорожанию строительства и затягиванию проекта. Все помнят, какие страсти разгорелись в Южном Бутово, когда одна семья не захотела уезжать из ветхого домишки...
При этом варианте не решается экологическая проблема — химчанам по-прежнему придется дышать отравленным воздухом, а пересечь расширенную Ленинградку станет еще сложнее. К тому же трудно совместить платную и бесплатные дороги, что является основой проекта.
Вариант № 2. Через поселок Молжаниново. Дорога идет от Бусиновской развязки в обход Химок по восточной окраине п.Левобережный через канал им.Москвы и далее через Химкинский лесопарк до п.Вашутино и по незаселенной территории параллельно Лениградке.
Все, казалось бы, хорошо, кроме одного: Молжаниново включает особо охраняемые природные территории, строительство на которых категорически запрещено. К тому же придется вырубить часть Химкинского леса (порядка более 60 га) и снести около 50 жилых домов. А это — снова переселение и суды.
Вариант № 3. Через Химкинский лес, принятый и утвержденный вариант. Проект трассы прошел все согласительные и разрешительные процедуры, получил “добро” от правительства Москвы и Московской области, а также получил все необходимые экологические экспертизы. Более того, законность подтверждена решением Верховного Суда. Да, придется проложить просеку через Химкинский лес, но, как говорится, это меньшее зло. Причем в результате оптимизации проекта, которая была проведена с учетом международных стандартов, вырубка леса сокращена. Что, согласитесь, уже лучше. Трасса по этому варианту обходит Химки и избавляет жителей города от автомобильного потока и выхлопных газов.
Вариант № 4. Тоннель под Химкинским лесом. Самый утопический вариант — и с точки зрения экологии, и по затратам, и по срокам. По экспертной оценке, стоимость 1 км тоннеля под 5 полос составляет 15 млрд. руб., следовательно, только для проходки двух тоннелей длиной по 7,5 км каждый под 10 полос потребуется не менее 225 млрд. руб. Совершенно фантастическая сумма, делающая весь проект экономически невыгодным. К тому же тоннель проложат под поймой реки Клязьма, а это, в свою очередь, приведет к негативному воздействию на Химкинский лес — проще говоря, деревья засохнут. Вот вам и экология!
Вариант № 5. Строительство эстакады над линией Октябрьской железной дороги. Тоже малореализуемый проект — придется сносить значительное число жилых зданий (для расширения санитарной зоны), а эстакада пройдет прямо под окнами химчан. Вряд ли они этому обрадуются...
В общем, как ни крути, но альтернативы уже имеющемуся варианту нет — он является наиболее оптимальным с учетом технических, социально-экологических, экономических составляющих. При рассмотрении других проектов придется заново проектировать трассу, получать все согласования и проходить все экспертизы, что значительно удлинит сроки строительства (3—5 лет)...