— Эльмира Абдулбариевна, в ноябре глава региона Андрей Воробьев обратился к главам муниципальных образований, чтобы те серьезно подумали и внесли свои предложения по совершенствованию системы местного самоуправления для подведомственной территории. Чем ответили главы? Сколько поступило предложений?
— Мы уже получили более 50 предложений. И инициативы продолжают поступать. Это не только предложения по объединению городских округов. Где-то предлагается создать так называемую «единую администрацию» — передать функции администрации райцентра администрации района. Где-то поселения передают району часть своих полномочий, в некоторых случаях целесообразно объединить сельские поселения. Отмечу, все предложения должны сопровождаться экономическим обоснованием. Мы со своей стороны тоже оцениваем поступившие инициативы: какие плюсы и минусы ждут данный муниципалитет в результате преобразований, а главное, как это все скажется на качестве жизни жителей. На данный момент пакет предложений от муниципалов находится на экспертизе в экономическом блоке правительства области.
— То есть именно эти ведомства решают, ждет ли муниципалитет реформа или нет?
— Говорить, что вопрос «решает» некое ведомство, вообще нельзя. Муниципальные преобразования — это достаточно сложный процесс. Мало просто принять политическое решение. Нужно просчитать все последствия этого решения. Очень важно учесть мнение местных жителей. Для этого назначаются публичные слушания и опрос.
В тех городах, где жители занимают активную позицию, например в Королеве и Юбилейном, проводятся и другие согласительные мероприятия. Там создана рабочая группа, которая рассматривает различные модели жизни городского округа после преобразования. На заседании рабочей группы 4 февраля депутаты обоих городов совместно с представителями правительства и Московской областной думы достигли компромисса по формированию совета депутатов объединенного города. Депутаты пришли к мнению, что в новом совете должно быть 30 парламентариев, которые избираются по смешанной системе: часть по партийным спискам, а часть — по одномандатным округам. Кроме того, депутаты сошлись во мнении, что глава нового города должен избираться на прямых выборах сроком на 5 лет.
На следующем заседании этой рабочей группы предполагается обсудить полномочия главы, структуру администрации и ряд других вопросов. Должна отметить, что это рабочая модель системы местного самоуправления для объединенного города. Она, как и другие составляющие преобразований, будет обсуждаться с населением.
Кроме того, в Королеве и Юбилейном регулярно на различных площадках проходят общественные дискуссии. На 12 февраля запланирован «круглый стол». Кроме того, в ближайшее время планируется встреча с работниками социальной сферы: врачами, учителями, воспитателями Королева и Юбилейного.
У жителей есть вопросы, и очень важно, чтобы все они были вовлечены в процесс обсуждения. Ведь население интересуют абсолютно жизненные вопросы: нужно ли проходить перерегистрацию, потребуется ли переоформлять гараж, понадобится ли как-то по-новому регистрировать бизнес, как будут обстоять дела со школами, детскими садами. В конце концов, как изменится моя личная жизнь как гражданина, как жителя города? При этом очевидно, что такие города, как Корол ев и Юбилейный, уже сегодня естественном образом сформировали единую агломерацию и живут как единый организм.
— А сами жители могут выйти с инициативой об объединении своего муниципалитета с соседним?
— Они могут выступить с инициативой перед советом депутатов.
— Много ли тех, кто за объединение муниципалитетов?
— Есть те, кто «за», есть и противники объединения. Я сама лично провела большое количество встреч и заметила, что, как правило, аргументы противников объединения лежат в более иррациональной, эмоциональной плоскости. Люди начинают переживать, спрашивают: что станет с нашими школами? Что с нашими садиками? На самом деле ничего не станет. От того, что города объединятся, ничего не произойдет с отдельно взятой школой, которая была лучшей школой в области и вырастила много победителей олимпиад. Что с ней может произойти? Учителя никуда не денутся, ученики не разбегутся.
— Есть ли уже информация, когда объединятся Юбилейный и Королев?
— Сначала нам нужно получить поддержку и одобрение жителей. Плюс есть достаточно длительная юридическая процедура. Словом, объединение — это процесс трудоемкий, требующий слаженной работы многих субъектов и учета мнения населения. Если все пройдет успешно, я думаю, к маю мы выйдем на принятие закона Московской области, потому что для формирования нового муниципального образования необходимо принять областной закон.
— Не потеряет ли при «слиянии» Королев статус наукограда?
— Это очень важная деталь, и мы много обсуждали этот вопрос. Сейчас мы — правительство Московской области, депутаты, представляющие Королев и Юбилейный, — совместно работаем над тем, чтобы эта территория сохранила статус наукограда, и тогда мы получим самый крупный наукоград в Российской Федерации. Несомненно, это даст новый толчок для развития всего муниципального образования.
— Если города все же объединяются, что делать с названием?
— Вопрос переименования города в первую очередь должен решаться при участии жителей, именно они должны занять очень активную позицию. В любом случае это решается уже после того, как принято решение об объединении. И здесь очень важно исходить из позиции здравого смысла, провести публичную дискуссию. Возможно, смелость провести такие мероприятия возьмут на себя инициативные группы граждан.
— А что делать, если жители города против реформы? Например, в Дзержинском выражали недовольство идеей объединения.
— Есть жители, которые активно возмущаются, есть жители, которые поддерживают. А есть местные администраторы, для которых любой процесс преобразования — риск потерять собственный статус.
То, что произошло в Дзержинском, по нашим оценкам, — чистая провокация со стороны бывшего главы города и его соратников. Бывший глава Алексей Плешаков сам пришел в правительство области с идеей об объединении с Котельниками. Но впоследствии сохранение собственных кресел для Плешакова и его команды оказалось важнее конструктивной работы. Вместо того чтобы сесть за стол переговоров и реально посчитать все плюсы и минусы, посмотреть, какие блага объединение может создать для жителей, он и его соратники начинают использовать политические методы, тем самым дестабилизируя ситуацию.
Губернатор особо отмечал: у нас нет цели объединения ради объединения. У нас стоит задача получить реальные качественные изменения. В настоящее время в Московской области 360 муниципалитетов, и больше половины из них являются дотационными. 83 муниципальных образования полностью содержатся за средства областного бюджета. При этом на всех уровнях говорят о необходимости сделать муниципальные образования состоятельными, в первую очередь — финансово. Сократив расходы на содержание администраций, оптимизировав их структуру, мы, по предварительным оценкам, можем получить до 1,5 млрд рублей в год экономии. Это строительство детских садов, школ, физкультурно-оздоровительных комплексов. И это тоже аргумент в пользу реформы. Поверьте, эти деньги есть куда тратить: на решение насущных социальных вопросов, на улучшение условий жизни населения Московской области.
— Есть ли критерий, на основании которого могут отказать в объединении?
— Основные критерии — здравый смысл и реальное улучшение условий жизни населения Московской области. У нас были такие случаи, когда некоторые главы предлагают укрупнять сельские поселения, которые находятся далеко друг от друга и не имеют общих границ. Отмечу, те документы, которые к нам приходят, мы читаем очень внимательно, так же внимательно смотрим на карту и к таким предложениям относимся отрицательно.
В любом случае при рассмотрении любого предложения, как в ателье индивидуального пошива, нужен индивидуальный поход и серьезная вдумчивая работа.
— Сколько примерно времени отведено на эту реформу?
— Жестких сроков нет. Никто не заставляет выполнить «пятилетку за три года». Есть позиция целесообразности. Само собой, не надо растягивать процесс преобразований на долгие годы. Мне кажется, от года до 2,5 лет — вполне адекватный срок для того, чтобы сделать ряд таких преобразований, которые позволят качественно улучшить структуру административно-территориальной организации Московской области и, как следствие, условия жизни жителей. Проводя эти преобразования, в первую очередь мы руководствуемся здравым смыслом. При этом мы, безусловно, хотим, чтобы все изменения происходили при поддержке жителей, чтобы решения вырабатывались совместно. Ведь правильные решения в одиночку не принимаются. Главное — это человеческий фактор. И если мы все понимаем, что эти преобразования нам нужны, что они дают видимые и ощутимые результаты, то такие решения принимать правильно и необходимо принимать, причем в разумные сроки.
Цитаты
Анна Щерба, глава Истринского района:
— У НАС ОЧЕНЬ СКРОМНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ликвидировать администрацию города Истры и передать ее полномочия Истринскому району.
В конечном итоге мы считаем, что эта мера поможет значительно уменьшить количество чиновников и сбалансировать бюджет.
Александр Ганяев, глава Щелковского района:
— РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НАЗРЕЛА УЖЕ ДАВНО. Практика применения Ф3-131 высветила много проблем, которые актуальны и для Московской области в целом, и для Щелковского муниципального района в частности.
Основной проблемой, на мой взгляд, является утрата так называемой «вертикали власти» на территории отдельно взятого муниципального района. Установив законодательно два уровня местного самоуправления — район (городской округ) и поселения, — закон не предусматривает возможности проведения единой социально-экономической политики на территории района. У администрации района отсутствуют полномочия как по экономическому выравниванию ситуации в поселениях, так и по контролю за действиями администраций поселений в части соблюдения законных прав и интересов жителей.
С другой стороны, имеет место проблема необоснованного увеличения числа муниципальных служащих в поселениях, которые, не имея экономических (бюджетных) возможностей для решения местных проблем, практически «проедают» большую часть бюджета на свое содержание. В этом случае, на мой взгляд, необходимо рассматривать возможность укрупнения территорий поселений и сокращения количества муниципальных служащих.
Возможность объединения полномочий муниципального района, с одной стороны, и города, являющегося административно-территориальным центром района, с другой, сегодня не урегулирована на федеральном законодательном уровне. Целесообразность такого объединения должна определяться в каждом конкретном случае самостоятельно, а юридическая возможность этого должна быть прописана в том числе в законах Московской области.
Александр ПОСТРИГАНЬ, глава Клинского района:
— У НАС НЕ ТОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЕ К УПРАВЛЕНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, У НАС ЭТА СХЕМА, ПО СУТИ, УЖЕ РЕАЛИЗОВАНА. Мы ее предложили, еще когда 131-й ФЗ принимался, — чтобы не потерять управляемость.
Суть схемы проста. Во-первых, формирование совета депутатов по партийным спискам. У нас 8 муниципалитетов, и почти везде — фракции из всех парламентских партий. Главу выбирает каждый муниципалитет. В результате я и глава города Клин, и глава Клинского района. Тогда это была единственная возможность сохранить управляемость и избежать конфронтаций. Еще мы передали полномочия многих поселений в район. А само наше предложение сводится к тому, чтобы ликвидировать администрацию города Клин (там 83 человека), передав ее полномочия районной и уменьшить количество муниципалитетов.
Цифры
21 заявка НА СОЗДАНИЕ «ЕДИНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ».
8 заявок ПОСТУПИЛО НА УКРУПНЕНИЕ ПОСЕЛЕНИЙ.
5 заявок НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОГЛАШЕНИЙ О ПЕРЕДАЧЕ ПОЛНОМОЧИЙ подано по предложениям глав муниципальных образований по итогам заседания Высшего совета при губернаторе Московской области.
15 заявок НА ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В ГОРОДСКОЙ ОКРУГ.
9 предложений ПО ВКЛЮЧЕНИЮ В СОСТАВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОПРЕДЕЛЬНЫХ ПОСЕЛЕНИЙ.