— Не могу не коснуться той печальной аварии. Как себя сейчас чувствуют пострадавшие в аварии подольчане? Есть ли какие-то новости?
— Из 11 пострадавших, которые были размещены в стационаре нашей центральной больницы в первые дни после автокатастрофы, сейчас находятся 6 человек. В специализированных лечебных учреждениях Москвы продолжают оставаться еще 8 подольчан. Прогноз благоприятный, их жизни уже ничто не угрожает. Среди пострадавших оказалась и сотрудница администрации города Подольска.
— Как она себя чувствует?
— Находится в удовлетворительном состоянии. Но это — физически. Моральные травмы после таких событий, я думаю, останутся надолго. Если не на всю жизнь. Жуткий случай. Выходной день. Рейсовый автобус везет людей разных возрастов и профессий на дачи в Кленово, которые оказались теперь на территории Новой Москвы... В большинстве информационных сообщений говорили о том, что трагедия случилась под Подольском. На самом деле это территория Новой Москвы. И многие кладбища, в том числе и подольское городское кладбище «Товарищево», земля которых приняла в себя на прошедшей неделе тела погибших подольчан, тоже находятся на этой новой столичной территории.
— Территории в пользу Новой Москвы были отчуждены от Подольского района. А вы, город Подольск, на себе как-то ощущаете перемены?
— Вижу, как на ранее свободных территориях Подольского района, которые старыми советскими генпланами определялись как резервные для развития города Подольска, а новыми российскими — так называемые «селитебные зоны», вырастают заборы, строятся новые жилые кварталы. А при этом растущее население возведенного Министерством обороны в черте города Подольска микрорайона Кузнечики не имеет ни развитой инфраструктуры, ни зон отдыха, ни ближайшей перспективы получить приличную работу, так как городу Подольску организовать новые, экологически чистые, инновационные предприятия попросту негде. К слову, на месте недавней аварии в Новой Москве установили светофор и знаки, запрещающие движение большегрузного транспорта. Но ведь потоки транспортные никуда не денешь. Они обязательно пойдут в объезд через Кутьино, Дубровицы Подольского района, в город Подольск — на Октябрьский проспект, на улицу Кирова, где и так по утрам движение стоит.
— Вам, само собой, от этого радости мало...
— Мы уже обратились в правительство Московской области по этой проблеме. Нельзя же в одном месте улучшать за счет проблем в другом. Большегрузный транспорт и сейчас для нас огромная проблема. И в городе, и на подступах. Несмотря на то что мы за прошедшие две пятилетки расширили несколько улиц, в том числе центральную артерию — улицу Кирова, выездную улицу Орджоникидзе, возвели путепровод через пути железной дороги в районе станции Кутузовская — мы не справляемся с потоком транспорта. Последний гвоздь в крышку гроба нормальной транспортной обстановки вбила стремительная застройка жилья для военнослужащих в Кузнечиках. Сравните: в 1990 году в городе было зарегистрировано около 3700 личных автомобилей. Сейчас эта цифра в 20 раз больше. Решить проблему сможет строительство дороги «Южный обход города Подольска» — масштабный проект, рассчитанный по реализации более чем на два ближайших года, и расширение в границах города старого Варшавского шоссе на протяжении семи километров — его проектирование завершается, и работы начнутся уже в конце 2013 года.
— Дороги расширить и проложить — это здорово. Но дворы растянуть — это же нереально. Места для парковки ведь не стало больше?
— Ну, где была возможность дворы расширить — стало. Там, где возможно было расшириться, не затрагивая коммуникаций и не вырубая значительно количество зеленых насаждений, мы расширились. Но это, конечно, сантиметры по сравнению с тем, сколько необходимо. Мы организовали, где позволяла геоподоснова, за эти годы стоянки, несколько многоэтажных гаражных комплексов. Построим несколько многоуровневых и перехватывающих парковок.
— Они платные для населения?
— Паркинги, которые строятся, предполагают взимание платы.
— Сейчас Подольск вспоминают не только в связи с произошедшей трагедией. Двое ваших молодых спортсменов взяли «золото» на Универсиаде. По возвращении из Казани будет ли торжественная встреча?
— Однозначно проведем достойное мероприятие по этому славному поводу.
— А помимо этого?
— Памятники возвести победителям? (Улыбается.)
— Ну, вдруг квартиру выделите?
— Вообще это практиковалось: у нас ведь есть свои призеры и победители Олимпиады и Паралимпийских игр, и некоторым из них (кто реально нуждался) жилье предоставлено. Так что если такая потребность будет, и будут основания, значит, вопрос будет решен. По опыту делается так: на уровне руководства субъекта Федерации проводятся чествования, изучаются насущные проблематики, у кого какие есть. Если жилищная проблема, то она потом, как правило, находит решение.
— Пока ехала к вам, задумалась вот о чем. Когда говорят о культурных центрах Подмосковья, Подольск, уж простите, не упоминают. А меж тем вдоль главной городской дороги есть указатели: музей Ленина, краеведческий музей... Теоретически я в Подольске человек приезжий, все тот же турист. Мне интересно посмотреть город. Что вы мне можете показать сейчас?
— Может быть, я вас удивлю, но Подольск — это не только крупный промышленный центр, как многие справедливо привыкли считать. Раньше в каждой семье была швейная машинка нашего производства, вне зависимости от того, как завод назывался — «Зингер», Подольскшвеймаш или как-то еще. Подольск — это не только кабели, микропровода, котлы, энергетическое машиностроение. Мы один из немногих городов области, которые отнесены к историческим. Город основан в 1781 году Екатериной Великой, и у нас сохранилась удачно вписанная в сложный прибрежный ландшафт историческая застройка по градостроительному плану екатерининских времен вдоль Варшавского тракта и немало других архитектурных памятников. Музей-заповедник «Подолье», в составе которого мемориальный дом, где жил Ленин, — ее часть.
— Расскажите поподробней!
— В Подольске конца XIX — начала XX века многие горожане сдавали свои дома в окружении зелени под дачи. А поскольку определенное время семья Ульяновых не имела возможности жить в столицах, они поселились поближе к Москве — в Подольске, где сняли дом у учительницы Кедровой. Мать Ленина Мария Александровна здесь прожила несколько лет. Сам Владимир Ильич несколько раз приезжал сюда и в начале XX века именно отсюда выехал за границу. Фрагмент городской улицы того времени с домиком Ленина, как у нас говорят, с другими соседними строениями (а это и дома горожанина, и мастерового человека вблизи так называемой купеческой застройки) сохранен и имеет статус памятника федерального значения — не только потому, что здесь вождь революции бывал, а еще и по причине того, что вобрал в себя большую эпоху застройки и развития уездного города в период с конца XVIII до начала XX века.
— Интересно! А что еще говорит о Подольске как о городе историческом?
— В 1812 году, готовя отступление и, возможно, продумывая свой тарутинский маневр, вел свою армию через Подольск и останавливался здесь фельдмаршал Кутузов. Эти места ему были известны. Одна из деревень близ города принадлежала Кутузовым. Но для Подольска проход русской армии и последующий приход французов обернулся, как и для Москвы, и разорением, и пожаром. В память об этом воздвигнут в 1912-м и воссоздан после разорения сто лет спустя памятник прикрывавшим отход армии Кутузова гренадерам Милорадовича. В прошлом же году мы завершили работы и по установке памятника Михаилу Илларионовичу Кутузову, который освятил владыка митрополит Ювеналий. Памятник венчает скульптурное изображение архангела Михаила.
Если подниматься от моста через Пахру по старому Варшавскому тракту, вы увидите справа доминанту городской архитектуры — величественный Троицкий собор. Купола его позолотили в прошлом году, к юбилею победы России в Отечественной войне 1812 года: ведь построен собор на народные пожертвования в 1819—1832 годах в память об этом великом событии по проекту архитектора Осипа Бове. Это тоже, скажу вам, интересная история. Когда в Москве только еще думали об объявлении конкурса на строительство храма в память о победе русского воинства, Бове разработал и представил свой эскиз. После было решено, что сооружение должно стать более грандиозным, коим и стал храм Христа Спасителя. Но проект, который готовил Бове, пригодился. Он был реализован в нашем городе. Не думаю, что вы во многих городах Подмосковья найдете творения Бове. Троицкий собор сам по себе уникален и долгое время был один на всю округу. Этот памятник заслуживает того, чтобы быть посещенным. В нем есть список с Иерусалимской иконы Божьей Матери, облаченной недавно в новую серебряную ризу, которая соответствует ранее утраченной исторической. Икона спасала подольчан от холеры. Когда в 1866 году она была привезена в Подольск из Бронниц, был совершен крестный ход с нею по городу, и чудесным образом эпидемия холеры прекратилась.
Немало у нас и других интересных мест. Если проложить по городу маршрут, он будет, обещаю, познавательным. Посетив недавно открытый в бывшем историческом здании присутственных мест краеведческий музей и остановившись у памятника подольской швейной машинке, которая вышивает на покрывале символические изображения далеких и недавних событий российской истории, к которым наш город имеет серьезное отношение, вы узнаете немало интересного.
— А будете что-то новое из монументов устанавливать?
— В этом году исполняется 185 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого. И вот в память о неоднократном пребывании в Подольске писателя и мыслителя такого масштаба, а тем более к юбилею, осенью мы откроем ему памятник. Не бюст, как Александру Сергеевичу Пушкину в год его 200-летия: тогда, в 1999 году, возможности экономические у нас были другие, и средства подольчане собирали на установку всем миром. Сейчас время иное. Лев Николаевич будет запечатлен как бы идущим по мостовой через город, в бронзе, в полный рост. Хотел было сказать вам, что именно будет начертано на постаменте. Но пусть это пока останется небольшим секретом. Приезжайте на открытие — узнаете!
— Николай Игоревич, расскажите немного о себе.
— Мне 39 лет, я выпускник факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова. Правда, в журналистике мне мало довелось поработать, в органах муниципальной исполнительной власти работаю уже больше трех пятилеток. Но работать со словом я никогда не переставал.
Это касается многого: подготовки документов, докладов или выступлений. В сложных ситуациях, когда считаю необходимым довести свою позицию по значимым вопросам до людей, практикую такую вещь, как открытое письмо в прессу. Скажу не новое, но важное: если руководитель не способен правильно сформулировать свою мысль и доходчиво донести ее, равно как свои решения или планы, до людей — его век недолог.
— А что бы вы посоветовали почитать?
— Для меня автором любимым и всегда интересным был и остается Лев Толстой. Но сейчас под настроение я бы взял и перечитал книгу Ивана Шмелева «Лето Господне».
— Как поклонник таланта Толстого, скажите, как относитесь к последней экранизации «Карениной»?
— Я ее, конечно, смотрел. Но отношусь без восторга. Мы сегодня пытаемся переосмысливать классику. Это выражается в том числе в попытке новых ее экранизаций. Но вот эта постановка, каких бы актеров прекрасных ни собрала, не передает ни духа эпохи, ни любимой Толстым главной мысли своего романа — «мысли семейной». Я просто себя заставил ее посмотреть, чтобы окончательно составить представление, которое состоит в том, что это не лучшая экранизация совершенно точно.