На только что прошедшей выставке автомобильного антиквариата «Олдтаймер-галерея» стенд с экспонатами «от Шаманского» пользовался большой популярностью. Ведь здесь были предоставлены совершенно необычные экспонаты: пять гусеничных и колесных тракторов, выпущенных в СССР 50–80 лет назад.
Самый габаритный экземпляр — гусеничный С-65 «Сталинец». Производство таких богатырей (первых в СССР, снабженных дизельным двигателем) началось на Челябинском заводе в 1937 году и продолжалось вплоть до войны. Наш С-65 оказался во многом даже лучше тогдашних западных аналогов. Советские инженеры предусмотрели некоторые особенности конструкции для успешной эксплуатации «Сталинцев» в российских условиях. Трактор, например, легко можно было завести даже при 30-градусном морозе, а благодаря гусеницам полуметровой ширины эта махина преодолевала самые зыбкие участки бездорожья. На международной выставке в Париже весной 1937-го С-65 удостоился высшей награды — Гран-при, и вскоре такие трактора стали поставляться на экспорт.
В Красной Армии С-65 использовались как тягачи для орудий среднего и крупного калибра, а в танковых частях их приспособили для эвакуации с поля боя подбитых броневых машин. Большая часть «Сталинцев» была уничтожена и захвачена немцами в первые же месяцы Великой Отечественной, так что такие машины превратились в настоящий раритет. Один из тракторов во время отступления осенью 1941-го провалился в болото на Псковщине и долгие годы пролежал на 7-метровой глубине. Еще много лет назад группа поисковиков обнаружила этот «клад», однако попытки поднять на поверхность махину весом в 12 тонн кончились неудачей. Лишь в конце 2008 года «Сталинца» вызволили наконец из болотного плена. Его реставрацией занялись умельцы из мастерской Евгения Шаманского. Этот С-65 сохранился очень хорошо, даже одна передняя фара уцелела! Так что восстановили его быстро — меньше чем за 3 месяца.
«Коллега» «Сталинца» — гусеничный СТЗ-3 — во время войны провалился под лед Ладожского озера, откуда его и вытащили поисковики. Как рассказал инженер-консультант мастерской Шаманского Андрей Пузанов, этот «утопленник» оказался сильно поврежден, поэтому многие узлы и детали для его восстановления пришлось искать. Кабина, например, нашлась в Тверской области. А буквально рассыпавшиеся от коррозии гусеницы реставраторам пришлось воссоздавать, собирая их, что называется, «с бору по сосенке» — из отдельных траков, найденных в разных других местах.
С проблемами пришлось столкнуться и при восстановлении двух колесных тракторов образца 1930-х — СХТЗ-15/30 и «Универсал-2». Вывезли этих «старичков» (находившихся в весьма некондиционном виде) из-под Балашихи, где они хранились у одного любителя техники. Чтобы укомплектовать старые машины «родными» деталями, сотрудники мастерской провели масштабные разведочно-изыскательские работы. В результате капот нашелся у поисков в Волгограде, фары — в Пскове и Смоленске, магнето привезли из Брянска, а недостающие металлические шипы на задние колеса добыли в Тверской области.
В коллекции Шаманского есть и дальний родственник тракторов. Это очень редкая машина: грузовой «ЗИС-33», снабженный спереди обычными колесами, а сзади — гусеничным движителем. Такие вездеходы начали было выпускать в СССР незадолго до войны. «Крестным отцом» необычного грузовика повышенной проходимости был не кто иной, как Никита Хрущев — в ту пору первый секретарь ЦК ВКП(б) Украины. Осенью 1939-го Никита Сергеевич часто приезжал в полки Красной Армии, продвигавшиеся вглубь Западной Украины, только что включенной в состав СССР, и лично наблюдал, как беспомощно буксуют в грязи наши армейские «трехтонки» и «полуторки». Зрелище печальное, и партийному лидеру очень хотелось предложить какой-нибудь выход, но идея пришла в голову не ему, а его личному водителю: что если «обуть» задние колеса обычного «ЗИС-5» в гусеницы наподобие танковых? Так путем минимальных переделок в конструкции можно создать машину-вездеход.
Идея очень понравилась Хрущеву. По его распоряжению на Харьковском машиностроительном заводе две «трехтонки» оперативно переделали на гусеничный ход и отправили для испытаний на полигон. Учитывая, что автором идеи в бумагах значился лично Никита Сергеевич, результаты этой проверки можно было предугадать заранее: конструкция получила положительные отзывы (хотя в действительности военные нашли у такого грузовика немало недостатков). Вслед за тем в верхах было принято решение о безотлагательном налаживании на Московском автозаводе выпуска грузовика-вездехода, получившего индекс «ЗИС-33».
Первые серийные автомобили вышли из цехов уже в январе 1940-го и даже успели принять участие в военных действиях на советско-финском фронте. Именно там выяснилась малопригодность «тридцать третьего» к работе. Механизмы гусеничного движителя часто выходили из строя, а вдобавок вездеход оказался очень прожорливым: расход топлива на гусеничном ходу составлял 100 литров на 10 км! Сборку таких гибридов прекратили, а все готовые «ЗИС-33» были переданы колхозам, где их переоборудовали в обычные «трехтонки». От нескольких сотен собранных полугусеничных грузовиков до наших дней почти ничего не уцелело. Лишь чудом удалось поисковикам несколько лет назад найти останки «ЗИС-33», которые и стали в мастерской основой для восстановления этого раритета...
Старой техникой Евгений Владимирович Шаманский заболел давно. На рубеже веков ему удалось заняться любимым увлечением всерьез. Энтузиаст организовал собственную мастерскую, где чудом сохранившимся доисторическим бензиномоторам можно возвратить их первоначальный вид. Цель этого проекта — создание коллекции редких и уникальных машин (в основном советского периода), которая стала бы основой частного музея техники.
В просторном помещении мастерской — треск электросварки, звон разрезаемого металла, стук молотка. Выстроились шеренгой несколько автомобилей совсем не товарного вида: без крыльев, радиаторов, а то и вовсе фактически одна рама осталась. Немудрено, что по прошествии многих лет нелегкой жизни машины превратились в руины, но сейчас над ними колдуют опытные мастера-реставраторы.
Работа у них кропотливая. Особенно много проблем возникает при восстановлении старых советских моторов: из-за традиционной нехватки запчастей в совке практически все они переделаны, изуродованы, заводских чертежей не найти…
За годы своего существования мастерская Е.Шаманского вернула подлинный вид уже нескольким десяткам ретромашин. В их числе, например, первый серийный отечественный самосвал «ГАЗ-410». Такие машины (первоначально они имели обозначение «ГАЗ-С1») выпускали в Горьком на шасси «полуторок» «ГАЗ-АА» и «ГАЗ-ММ», с 1936 по 1946 годы. Всего было собрано чуть больше 7300 штук, однако до нашего времени сохранилось лишь несколько. Никакой гидравлики, как в нынешних самосвалах, у «ГАЗ-410» нет: грузовая платформа закреплена на поворотной оси так, что под действием насыпанного в кузов груза стремится опрокинуться назад; водителю нужно лишь сбросить поворотом рукоятки специальные фиксаторы — и кузов задирается вверх, освобождаясь от привезенного грунта. Очень просто! Вот только самосвальчик-то получился у горьковчан совсем «карманный»: грузоподъемность всего 1300 килограммов.
Еще один восстановленный «эксклюзив» — пожарная линейка, изготовленная в 1932 г. Она имеет помимо сидений для команды огнеборцев и съемных лестниц еще 360-литровую цистерну, насос… А смонтировано все это «хозяйство» на шасси «АМО-4» — очень редкого автомобиля, который являлся предшественником знаменитого «ЗИС-5». По рассказам сотрудников мастерской, «пожарка» чудом сохранилась благодаря тому, что ее когда-то установили на постамент в качестве памятника. Уже в наше кризисное время монумент решили ликвидировать. К счастью, об угрозе, нависшей над старым автомобилем, удалось вовремя узнать любителям автостарины, и «АМО» перекочевал в коллекцию Шаманского. На машине красовалась тогда эмблема завода им. Сталина, однако при более тщательном обследовании узлов и агрегатов специалисты выяснили, что перед ними не «ЗИС», а куда более ценный экземпляр — «АМО-4».
Долго длилась реставрация пикапа «ГАЗ-415», созданного на шасси знаменитой «эмки». Мини-грузовички, способные перевозить в кузове 400 килограммов или 6 человек на продольных откидных лавках, выпускались с одобрения самого Сталина небольшими сериями в 1937–1941 гг. Но большая часть машин этой модели была уничтожена во время войны, а до наших дней дожили лишь 5–6 таких пикапов. Как рассказали сотрудники мастерской, чудом уцелевшие останки этого «ГАЗ-415» гнили на огороде у какого-то сельчанина, откуда их и вывезли для реставрации.
Среди уже восстановленных у Шаманского уникумов есть и еще одна модификация «эмки» — вездеход «ГАЗ-61-73». Это был первый в мире джип с металлическим закрытым кузовом. По проходимости «ГАЗ» оказался даже лучше знаменитых американских внедорожников! Правда, сложность узлов ходовой части первых ГАЗовских джипов не позволила заводу выпускать эти машины в большом количестве. За период с 1940 по 1945 гг. было собрано лишь 238 автомобилей «ГАЗ-61». Машина из коллекции Е.Шаманского — историческая: именно на этой «эмке» с августа 1941-го колесил по фронтовым дорогам знаменитый военачальник, будущий маршал И.Конев.
В коллекции имеется также необычный автомобиль, который даже не числился в перечне официально выпускаемых автозаводами СССР: ЗИМ-«Чайка», который в народе получил прозвище «ослобык». «Номенклатурная» машина действительно представляет собой гибрид двух лимузинов — к кузову от «Чайки» приделаны передок и задок от «ЗИМа». Дело в том, что когда в 1959 г. начали серийно выпускать «Чайки», согласно табели о рангах, пользоваться ими могли лишь руководители высшего уровня, а представителям среднего звена по чину полагались менее навороченные и уже несколько устаревшие «ЗИМы». Но ведь так хочется шикануть! Вот и изготовили на одном из военных заводов по заказу генералитета партию гибридных лимузинов, в которых комфорт кабины «Чайки» сочетался с требуемой внешней скромностью «ЗИМа». К хозяину этого авточуда не могло быть никаких претензий в нарушении субординации!
Из числа других реликвий советского автопрома в мастерской Шаманского восстановили пикап «ГАЗ-4» образца 1936 года — это единственный в мире такой автомобиль, сохранившийся в полностью оригинальном виде. В коллекции есть также его близкий родственник — «ГАЗ-61-416», таких артиллерийских тягачей на шасси полноприводной горьковской модели «ГАЗ-61» успели выпустить лишь 34 экземпляра: производство пришлось свернуть из-за начавшейся войны.
Теперь стал большой редкостью «деревянный» «Москвич-422», массово выпускавшийся в начале 1950-х. Из-за тотального дефицита металла в послевоенные годы на Московском заводе малолитражных автомобилей решили делать грузопассажирские «москвичата» в стиле американских фургончиков woody — с кузовом, собранным из деревянных деталей. За подобную особенность юркая машинка заслужила прозвище «Буратино». Один такой экземпляр тщательно восстановлен автореставраторами из Королева.
Имеются у Шаманского даже ретроавтобусы. Несколько лет назад его коллекция пополнилась редчайшим образцом автомобильной техники — автобусом «ЗИС-8» 1936 года выпуска. Эти пассажирские машины, собиравшиеся в довоенные годы довольно крупными по тем временам сериями на ЗИСе и на других заводах, известны всем благодаря главным образом «Фердинанду» — автобусу из знаменитого кинофильма «Место встречи изменить нельзя». Однако тот киношный «ЗИС» — всего лишь поздняя подделка. По сути, новоделами являются и экземпляры автобусов «ЗИС-8», хранящиеся на «Мосфильме», в музее Мосгортранса. А вот этот «реликт» — подлинный. Он был изготовлен на АТУЛе — 2-м авторемонтном заводе автотранспортного управления Ленинграда. Большую часть своей жизни проработал в Северной столице, а потом был списан, превращен в сарай-бытовку и долгие годы простоял на огороде у одного из дачников. Именно там и удалось обнаружить чудо-машину следопытам автостарины — ржавую, с полусгнившими деревянными деталями кузова... Теперь завершается трудный процесс ее восстановления.
А вот другой автобус-ветеран уже полностью отреставрирован. Это санитарный «ЗИС-44», выпускавшийся в годы войны на базе грузовика «ЗИС-5В». В салоне-кузове «сорок четвертого» можно было перевозить четырех лежачих или восемнадцать сидячих раненых.