Министр экологии и природопользования Московской области Анзор Шомахов встретился с журналистами, чтобы поведать о перспективах полигонов ТБО на территории Подмосковья.
Как и при реализации любого масштабного проекта, решение экологических проблем Подмосковья сопряжено с рядом трудностей. Так, например, Дмитровский полигон планировалось закрыть еще в прошлом году, но сроки всякий раз переносились до лучших времен. По мнению министра, основная проблема кроется в том, что ликвидация объектов такого типа — прерогатива не региональных, а федеральных властей. Ситуация стала меняться в лучшую сторону лишь после личного обращения губернатора Андрея Воробьева к Президенту России.
— Развитие нашего общества, которое ведет и к развитию наших потребленческих свойств, никак не уменьшает образование отходов, — прокомментировал ситуацию Шомахов. — Мы обязаны считаться с международными нормами, согласно которым санитарно-защитные зоны рядом с мусорными полигонами в случае захоронения там более 40 тысяч тонн отходов должны составлять не менее 1 километра. Наше министерство написало много писем в Роспотребнадзор о недопустимости уменьшения санзон под любыми предлогами. Но здесь у нас возникают неизбежные конфликты интересов, которые нам приходится преодолевать.
Как стало известно «НП», наряду с закрытием старых, переполненных полигонов ТБО в министерстве рассматривается и вопрос об открытии новых. Некоторые из них предлагается разместить на особо охраняемых природных территориях. К таковым, например, относится участок земли у деревни Чудцево в Истринском районе. Местное озеро питает водой в том числе город Москву, а проектируемый полигон ТБО рискует расположиться в опасной близости от санатория института геронтологии и детского лагеря отдыха.
— Данный вопрос у нас на контроле, — сообщил спикер. — По определенным критериям этот участок соответствует санитарным требованиям, но лишь если его уменьшить в размере. Кроме того, в окрестностях озера много деревень, находящихся за рамками требований Роспотребнадзора по величине санитарно-защитной зоны. Уже начата работа районной администрации и запланированы публичные слушания. Мы решили их не останавливать, чтобы понять отношение близживущих людей. Мы обдумаем этот вопрос до конца и примем объективное решение.
На взгляд Анзора Шомахова, это последний раз, когда региону приходится выделять новые участки под полигоны ТБО. В настоящее время министерство анализирует причины, которые привели к такой ситуации, что в России нет ни одного мусороперерабатывающего завода, работающего на полную мощность.
— На территории МО и Москвы созданы объекты сортировки бытовых отходов — не переработки, а лишь селекции отдельных компонентов, которые возможно переработать в сегодняшних экономических реалиях, — отметил министр экологии. — Сегодня сортировкой отбирается около 10% мусора — прежде всего пластик, стекло, бумага, картон, дерево и металл. К сожалению, мы стоим перед фактом, когда плотность населения на территории быстро растет, и количество жалоб будет и впредь закономерно увеличиваться.
К факторам, усугубляющим существующее положение вещей, Шомахов относит низкую инвестиционную привлекательность данной отрасли в нашей стране.
— Подмосковье занимает 0,27% от общей площади страны, а захоранивает на своей земле 1/5 часть отходов, образуемых по всей территории РФ! — напомнил министр. — Мы считаем необходимым увеличить объемы переработки отходов, которые позволят снизить объем захоронения. Эта отрасль не сложилась по нескольким причинам. Первая из них — отсутствие гарантированных объемов отходов, которые бы могли заполнить существующие мощности. Вторая — отсутствие финансовой составляющей: создавшаяся схема утилизации мусора не решает проблемы. Мы сегодня на той стадии, когда люди платят за вывоз мусора из их домов, который потом просто сбрасывается на ближайшей свалке. Есть у нас подмена понятий и в действующем законодательстве: формулировка «утилизация (захоронение) ТБО». Это совершенно разные понятия, и писать их следовало бы через запятую. Мы ратуем за изменение 89-го федерального закона. Если мы превратим эту отрасль из разрозненных участков в вертикально интегрированную систему в рамках одного юридического лица, то это юрлицо будет иметь право сбора, вывоза и полигонного захоронения твердых бытовых отходов.
Однако уже сейчас можно говорить об определенных успехах в модернизации данной отрасли. Одних только иностранных делегаций, желающих тем или иным образом участвовать в развитии индустрии переработки, министерство экологии в прошлом году приняло 29. В их числе такие развитые экономики мира, как Германия, Австрия, Италия, Испания, Канада, Корея и Япония.
— Самая большая экологическая опасность — это мы с вами, — подвел итоги Анзор Шомахов. — Я бы мусоросжигание назвал таковым только в том случае, когда мусор действительно сжигается. Если же мы говорим о термической обработке отходов в пользу выделения энергии, тут нужно говорить о мусоропереработке. Сегодня международный опыт уже дошел до того, что выброс в атмосферу отрицательных веществ снизился до 2%. При соответствующих технологиях все санитарные требования будут соблюдены.
Как подчеркнул министр, любая технология, применяемая в МО, должна быть сертифицирована на территории Российской Федерации и иметь соответствующий опыт применения. Принимать же решение об использовании той или иной технологии предстоит инвесторам.