Ранним утром вместе с парой бывалых туристов я запрыгиваю в поезд Москва—Петушки. Путь экспедиции начинается на краю Владимирской области, через пару километров мы переходим невидимую границу и попадаем назад в Подмосковье. Ноябрьский световой день довольно короткий, а потому приходится торопиться.
— Этот заброшенный объект в почете у разного народа: сталкеры, туристы, черные копатели, в последнее время стали заходить сюда и православные паломники, — рассказывает пожилой турист Михаил Артамонов. — Но место носит нехорошую славу, адекватные люди на ночь возле церкви не встают. Хорошего от такой ночевки мало…
Сам Михаил Евгеньевич считает, что там, где пролито много слез, доброй энергии не будет, а человек ночью черпает энергию из окружающего мира — стало быть, всасывает душа ночующего возле церкви горе и тоску. В Интернете можно найти немало рассказов о том, что ночевавшим возле церкви обязательно во сне являются умершие родственники, которые дают советы или о чем-то просят.
Мистическую составляющую мы проверять не стали, да и не удалось нашей группе в первый день дойти до церкви. Таинственное место словно выставило барьер из болотных озер, которые перекрывали нам путь. А ведь еще несколько десятилетий назад здесь была вполне нормальная дорога.
Еще в переписных книгах 1705 года упоминалась деревня Курилово. Тогда тут стояло лишь девять дворов, принадлежавших помещикам Ивану Юматову и Андрею Сущеву. Если верить разрозненным сведениям в Интернете, они строили здесь стекольный завод. Правда, дело не заладилось, и в 19-м веке производство было свернуто.
Но местные жители не разъехались кто куда. Болотистая местность богата торфом, ягодами и грибами. Население лишь прибавлялось — перед революцией тут насчитывалось уже несколько поселений: Спиридово, Подболотная, Баженово, Борисово. Но главным было Курилово — за пару веков оно стало неким райцентром. Согласно выпискам из книги полицейского учета, здесь в 1880 году было целых два рынка. Один работал во все дни, а второй открывали рядом в выходной день, и тогда шумела здесь звонкая Куриловская ярмарка. Охотники оптом сбывали здесь шкуры приезжавшим московским торговцам.
Конечно, никак не могли жители деревень и без духовной пищи. В патриарших окладных книгах за 1628 год упоминается «церковь великого Чудотворца Николы». Конечно, тот храм не дожил до наших дней. Хотя, по воспоминаниям современников, был настоящим шедевром деревянного зодчества. Особенно после того, как в 1773 году его расширили. Со временем, когда жителей стало еще больше, настало время строить большой собор с величественной колокольней. И на этот раз — каменный. Чтобы стоял века. В 1832 году всем миром начали строительство. Новый собор с тремя пределами стал центральным храмом района.
Начало ХХ века, с его историческими лихими событиями, не щадило местных жителей. Многие погибли на полях сражений Первой мировой войны, других уничтожила братоубийственная Гражданская война. Но деревни жили, и, хотя во второй половине 30-х годов храм закрыли, люди продолжали молиться возле его стен и содержать церковь в чистоте и порядке.
Рассказывают, что в рамках богоборчества храм хотели взорвать, но осенняя непогода и плохие дороги не позволили привезти сюда взрывчатку. (Проходя по колено в воде и грязи, охотно верится в эту историю.) Последнего настоятеля храма, отца 8 детей, Николая Поспелова в 1938 году арестовали, а после расстреляли. В годы войны церковь была разграблена, церковные ценности изъяты, и храм на глазах начал разрушаться.
До сих пор никто не знает ничего о судьбе 6 больших и малых колоколов звонницы храма — самый большой весил почти 6 тонн. В ближайшей к Курилову деревне — Северная Грива, находящейся в 8 километрах, — еще есть старики, которые хорошо помнят, как разносился по округе колокольный звон Куриловского колокола. Говорят, его купола были видны со всей округи.
Сегодня заметить церковь нелегко. Сосны и ели обступили собор со всех сторон, так что можно ходить рядом в 100 метрах и не увидеть храма. Видимо, поэтому есть поверье, что собор не показывается плохим людям.
Мы обходим величественные руины старого храма. Деревянные перекрытия давно сгнили, но каменные стены по-прежнему крепки. На них висят иконы, у алтаря лежат фрукты и хлеб — дары, оставленные сталкерами. По традиции тут оставляют что-то съедобное и молятся об успешной обратной дороге.
Вокруг церкви — старинные могильные плиты. Надписи почти не различимы — их стерло время, но каменные изваяния застыли, словно стражи на посту. Каменщики поработали с ними на славу. К этим могилам приходят редко, но регулярно. В основном потомки местных жителей.
Вскоре после закрытия храма под снос пошли и деревни. В 1956 году всех жителей ознакомили с приказом о переселении. По одним данным, тут собирались строить ракетный полигон. По другим — торфяные разработки. Но оба проекта в итоге не были воплощены в жизнь. А жителей в один прекрасный день посадили на машины и с вещами вывезли. Кто поселился в Северной Гриве, кому-то дали жилье в Шатуре. Рассказывают, что был страшный скандал: люди дрались с милицией, ругались с властями, для некоторых переезд окончился тюремным сроком… Эти места видели немало слез холодным летом 1956 года. Несколько жителей, по некоторым данным, все же уехать отказались и жили тут еще некоторое время, не желая отдавать землю дедов на поругание. Что с ними стало, нам вряд ли удастся узнать.
Оглядываясь вокруг, поражаешься, как быстро забрала природа у человека все его богатство. Лишь по глубоким ямам, поросшим мхом, можно теперь догадаться, где был деревенский колодец, а где, возможно, находилась дорога.
Мы уходим к Северной Гриве по новой дороге, которую проложили к церкви экстремалы на джипах. За пару часов мы достигаем деревни, где нас встречают с улыбкой. По словам местных жителей, им радостно, что люди все чаще приходят к забытым местам.
— Храм еще возродится, мне кажется, — говорит местная жительница Наталья Андреевна. — Сюда в последнее время стали ходить паломники. Говорят, что РПЦ даже думает построить здесь скит для монахов.
А ведь и правда забытое и брошенное место благодаря туристам-любителям и сталкерам, желающим изучать родной край, становится все более известным. И кто знает, может быть, в скором времени вновь зазвучит шеститонный колокол на старой звоннице…