ХОТИТЕ — ВЕРЬТЕ, А ХОТИТЕ — НЕТ...
...Но в собрании серпуховского музея находится подлинник картины Васнецова «Витязь на распутье». Хрестоматийная работа, ее даже школьники знают. И знают, что посмотреть богатыря а-ля натюрель можно в Москве, в Третьяковской галерее. Ну, конечно, если педагог не забыл об этом сказать.
Взрослые к явлению знаменитой картины в стенах областного музея обычно бывают не готовы. В словах не стесняются. То подделкой назовут, то списком, то еще как-нибудь.
— Картина подлинная, — говорит Татьяна Кабанова, старший хранитель серпуховского музея. — Ее автор действительно Васнецов. Нередко бывает такое, что художник создает несколько вариантов картины, иногда полностью повторяющих друг друга. Наша отличается от той, что экспонируется в Третьяковской галерее. Витязь, например, другой рукой держит копье. И еще кое-какие детали. Наш вариант был написан раньше того, что находится в Москве.
Если смотреть картины не мимоходом, а вдумчиво, вчитываясь в имена авторов, найти можно и другие любопытные особенности. В залах европейской живописи две работы подписаны всемирно известной фамилией. Их автор — Казанова. Франческо Казанова. Родной брат того самого Джакомо выбрал другую стезю. Славы она ему принесла куда меньше, а работы остались красивые. В то, что где-то на просторах Италии кто-то еще пытался прославить фамилию Казанова, тоже верят не всегда. Но картина подписана. Подлинность доказана. Да и братьев у ловеласа, говорят, было несколько.
УДАЧНАЯ ПОКУПКА
Появление музея в Серпухове — история интересная, долгая. В основу его легла коллекция работ, которую фабрикантка Анна Васильевна Мараева выкупила у московского коллекционера Мерлина. Тот к делу подходил с шиком, изяществом. Работы выбирал дорогие и ценные. Но что-то сподвигло с собранием расстаться. С Мараевой он знался, но предложить ей все собрание было с его стороны шагом смелым, в чем-то даже безрассудным. Анна Васильевна исповедовала старообрядчество. В церкви, построенной возле ее особняка для всей общины, до сих пор находятся очень редкие иконы. На них фабрикантка средств не жалела. Но в остальном вера не позволяла жить на широкую ногу, шиковать, баловаться искусством. Уж тем более вешать в доме картины с обнаженной натурой. Возможно, уступить московскому коллекционеру Анну Васильевну убедили многочисленные дети. А может, было в этом и что-то прагматичное. Искусство в цене не падает. Но вскоре Мараевы выкупают все собрание Мерлина.
В 1918 году предприятия и имущество Мараевых были национализированы. Судьба произведений искусства оказалась во власти профкома ситценабивной мануфактуры. Тот предлагал распорядиться картинами по-большевистски. Выдавать их как премию передовикам производства. Но в сентябре 1918 года власти Серпуховского уезда получили директиву наркомата просвещения с требованием приостановить изъятие имущества Мараевых ввиду его большой культурной ценности.
Все, что удалось сохранить, в 1920 году было представлено публике. Музей старины и искусства — название и профиль впоследствии многократно менялись — распахнул двери для посетителей.
Даже во время войны он принимал гостей. В книгах отзывов остались записи красноармейцев, благодарности и пожелания.
По распределению в Серпухов были направлены и другие ценные картины. Так, в экспозицию попал, к примеру, Айвазовский. Собрание пополняется по сей день.
КАБИНЕТ СТАЛИНА
Считается, что в Серпуховском историко-художественном музее какое-то время провел Иосиф Виссарионович. Для того были все поводы. Здесь располагался штаб Южного фронта. Дом Мараевых оказался в центре революционных событий.
Сотрудники музея долго обдумывали, как представить посетителям эту страницу истории города. 25 октября кабинет Сталина был торжественно открыт.
Экспозиция начинается с того момента, когда город вступает в 1919 год. И все пока неплохо. Достаточно тихо, есть продукты, можно ходить в привычных нарядах и жить так, как жилось раньше. Но в воздухе уже появился запах перемен. Кое-кто из жителей уже сидел на чемоданах, ждал переезда. Знали — скоро грянет.
И грянуло так, как никогда до этого. В город прибывали войска, из-за большого скопления народа начались болезни. На город обрушилась эпидемия тифа.
— Вот эту небольшую витрину с медицинскими инструментами мы подготовили для того, чтобы показать: здесь, в Серпухове, зарождался Центральный клинический госпиталь №2 имени Мандрыка, который сейчас считают главным военным госпиталем нашей страны, — рассказывает Марианна Пантелеева, научный сотрудник музея. — Первые врачи из покровской общины сестер милосердия приехали сюда бороться с тифом среди частей подразделений Южного фронта. Собрав все, что было в домашнем госпитале Анны Васильевны, который она создала еще в годы Первой мировой войны, они открыли в городском военном лазарете первый в истории российской медицины советского периода военно-клинический госпиталь. Все эти инструменты подлинные. Правнук и правнучка Мараевой, выезжая окончательно из этого дома, забрали с собой все, что могло пригодиться.
Многие дома зажиточных горожан были в те годы разграблены. Дом Мараевых этой участи по счастливой случайности избежал. Сюда была протянула телефонная сеть, уже проведено электричество, топились все печи. Именно это благополучное место избрали, чтобы расквартировать полевой штаб Южного фронта. Все важные вопросы решались в другом месте, неподалеку. Но жить было где-то нужно. А тут все готово, только приезжай.
Заселили усадьбу военные полностью. С семьей, в общем-то, ладили. Не обижали. По воспоминаниям, здесь жил Иосиф Сталин. Как-то очень недолго, правда. Около трех месяцев. Его кабинет попытались воссоздать. Выглядело все не совсем так, как выглядит сейчас. Примерно в семидесятых комнату, в которой он, по воспоминаниям, обитал, разобрали и вывезли, и только старожилы примерно представляют, что и где стояло. Была там и кровать. Какая — сейчас уже точно неизвестно. В экспозиции без нее решили обойтись.
БЕЗ ПЯТИ ВЕК
Поздравить музей с 95-м днем рождения приехали многие. Руководители администраций города и района, меценаты, поздравительный адрес передали от Андрея Воробьева. Творческая элита города говорила что-то доброе, от души. Пришли и простые почитатели коллекции.
Сейчас музей, как многие подобные учреждения, находится в автономном плавании. На жизнь себе зарабатывает сам. Это внесло заметные коррективы в его деятельность. Наряду с подчеркнутой деликатностью и аристократизмом появилось и некое озорство. Посетителям предлагают посмотреть на ожившие картины. К самым ярким полотнам в коллекции сотрудники музея подобрали образы и разыгрывают театральные сценки из разряда «что могло бы быть, если бы они заговорили». Проводят тематические вечера и праздники для детей. Это другая жизнь, и она стала необходимостью в сегодняшних реалиях. У музея свои реставраторы, и периодически в одном из залов открывают экспозицию возвращенных, восстановленных полотен.
У музея уже два филиала. Недавно было передано еще одно здание.
— Мы этому очень рады. Это возможность показать больше, чем два с небольшим процента из собрания, размещенные в этих стенах, -— сказала на торжественном собрании директор музея Людмила Гафурова.
Пополняют коллекцию музея и простые люди. Они передают в дар предметы старины. К таким вещам особое отношение. Это и часть истории, и признание. Если люди идут в музей с подарком, значит, он им дорог.
Легенда
Призрак живет в стенах музея — так гласит предание. Во время конной прогулки одна из младших дочерей Анны Васильевны Мараевой упала с лошади и разбилась насмерть. Говорят, что душа ее так и осталась в родном доме. Правда, никакого вреда сей дух бесплотный ни разу не нанес. Даже если он и есть, то ведет себя очень мирно.
Возвращенная картина
11 картин было украдено из музея в годы перестройки. Шесть из них возвратили практически сразу, остальные долгие годы оставались в розыске. Спустя почти 20 лет в собрание вернулась работа русского художника итальянского происхождения Риццони «Итальянская лавочка». Три работы до сих пор находятся в розыске. Все это картины Айвазовского.