Оптимист с кейсом
В четверг в восемь утра во владимирской электричке едва усесться. Куда ранним утром, да еще из Москвы, едут все эти люди?
— Многие добираются домой после суточной или ночной смены, — объясняет сопровождающая нас старший инструктор Татьяна Холкидзе. — Некоторые, наоборот, собираются на работу в область, таковых тоже немало. А вообще, мало ли кому куда с утра надо?
Первые полчаса публика в вагоне мирно дремлет. На станции Железнодорожная в вагоны заходят ревизоры. Чоповцы и полицейские по большей части располагаются в тамбурах, кассиры-контролеры начинают прохаживаться по вагонам. Самые расторопные безбилетники тянутся к площадке у дверей. Они, очевидно, надеются по старинке перебежать в соседние тамбуры в противоход движению контролеров.
— Не выйдет, засада во всех тамбурах, — предупреждаю на всякий случай хорошо одетого мужчину с кейсом в руках. — Только зря вспотеете.
— Это мы еще посмотрим, — отвечает джентльмен.
— А чего билет не купили?
— Буду я разоряться, — реагирует «заяц», — цены во какие, а условия — тьфу. Вагоны грязные, разбитые, зимой часто холодные. Платформы корявые, местами просто опасные. Безопасности, кстати, на маршрутах никакой. Не собираюсь я за все эти удовольствия каждый день по таксе раскошеливаться.
Двери распахнулись, и джентльмен с кейсом устремился к хвосту поезда вместе с еще десятком таких же оптимистов. В этой владимирской электричке 11 вагонов. На сегодняшнюю сплошную проверку вышли 16 сотрудников полиции, 22 сотрудника ЧОП и столько же контролеров. Что называется, на всех хватит.
Деликатный омоновец
— Горьковское направление считается самым проблемным, — говорит кассир-контролер Оксана Петрова. — Не знаю почему, традиционно так сложилось. Что непосредственно до электричек, то больше всего безбилетников наблюдается в последних вагонах. Хулиганы, пьяные, бомжи — все там.
С полчаса, как отъехали от Железнодорожного, ревизия шла в умеренном темпе. Вот один из пассажиров пролетарского вида ухарски заказывает: «Три до Владимира». Вот один взрослый дяденька притворяется, что проехал свою станцию. Контролер объясняет ему, как ловчее перейти на нужную платформу в обратном направлении. По бегающим глазам и ответам невпопад можно догадаться, что думает бедолага не о том, как уехать назад, а о том, как продолжить движение вперед.
— Сейчас в Павловском Посаде студенты зайдут, дерзкие люди, — говорит один из контролеров. — Правда, в прошлом году среди них безбилетников больше было. Но и сегодня, думаю, не один такой будет.
Студенты и вправду оказались через одного безбилетными. Кто-то при виде облавы раскошеливается сразу, кто-то настойчиво упирается.
— Кто без билетов, сразу выходим, пожалуйста, или готовимся оплачивать, — приветствуют полицейские всех входящих.
Двое молодых людей в довольно нахальных тонах объясняют контролерам, что денег у них нет.
— Я же сказал, кто без билетов — на выход, — светским тоном напоминает студенту подошедший омоновец.
— Что вы мне сделаете? — отвечает безбилетник. — Трогать не имеете права.
— Имею право сопроводить в отделение для составления протокола об административном правонарушении, — все так же деликатно разъясняет полицейский. — Не пожелаете пройти добровольно — могу придержать за руку. Но оказывать сопротивление сотруднику полиции при исполнении не советую.
Оценив обстановку, студенты с кислыми минами потянулись за деньгами. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, сегодня штраф за безбилетный проезд в пригородном поезде составляет 100 рублей, и выписывать его могут только сотрудники полиции. Однако, возможно, уже со следующего года штраф будет равен пятидесятикратной стоимости тарифа, действующего в той зоне, где обнаружен безбилетник, и взимать его смогут сами контролеры.
Хитрец между вагонами
С бригадой контролеров и полицейских мы доехали до платформы 87-й километр. Обратного поезда ревизоры дожидаются в прекрасном настроении. Некоторых, несмотря на постоянные отнекивания, удалось разговорить.
— У меня еще дедушка с бабушкой были железнодорожники, — объясняет свое попадание на нервную службу одна из контролеров. — Я, получается, уже в третьем поколении тружусь на рельсах.
— А я раньше моделью работала, — утверждает еще один ревизор. — Да вот стара уже стала, фигура после родов изменилась, образования высшего нет. Так и оказалась в контролерах.
Как выяснилось, многих на нервную работу приводят хорошие условия труда. Помимо стабильной «белой» зарплаты для работников предусмотрено множество льгот, от бесплатных корпоративов на пейнтболе до путевок для детей.
Но и готовят для работы на линиях контролеров серьезно. Ежемесячно с персоналом проводятся технические занятия. Сотрудников знакомят с последними изменениями и техническими нововведениями. Проводят тренинги по повышению навыков общения с проблемными пассажирами. Если на линии произошло ЧП, например, объявлена террористическая угроза, организуются внеочередные занятия.
…На обратном пути происшествий также хватило. Один пассажир, открыв двери в тамбур, воскликнул удивленно:
— Как? И здесь тоже?
После чего скрылся за дверью. Причем в буквальном смысле. Он остался стоять в перешейке между вагонами. Там и разговаривал с полицейскими до следующей станции, где соскользнул с поезда и побежал в начало состава.
Бегала по привычке и группа футболистов, возвращавшихся с тренировки. Более того, молодые люди приглашали проехаться с ними и безбилетную бабушку, печально смотревшую с перрона на теснящихся в тамбуре полицейских.
— По закону мы никаких санкций к безбилетнику применить не можем, — говорит одна из контролеров. — Действуем методом убеждения. Тут психология очень важна, умение подобраться к разным неплательщикам. На сильный пол, например, хорошо действует обращение в духе «будьте же мужчинами, не позорьтесь!». Но бывают и упорно бегающие. Не пустить в тамбур его нельзя, он скажет, что просто бежал, опаздывал. Так они и мечутся между вагонами до самого конца. А вообще, количество безбилетников год от года снижается. Надоедает людям от контролеров мотаться, да и абонементы все дешевле и разнообразнее.
«Квазизайцы»
Октябрьские усиленные рейды — не первое и не последнее мероприятие ЦППК и полиции. До этого последние сплошные проверки проходили в марте этого года. Тогда работа шла только по Горьковскому направлению. В нынешнем месяце ревизировали три участка — к Горьковке добавились Казанское и Ярославское направления. В ближайшем будущем, возможно, определится регулярность усиленных проверок. Предварительно усиленные рейды должны проходить минимум раз в полгода.
— Можно сказать, что у нас с правоохранительными органами общие интересы, — говорит директор по продажам ОАО «ЦППК» Руслан Лисневский. — Транспортная полиция заинтересована в пресечении правонарушений. Перевозчик заинтересован в безопасности пассажиров, а также в пресечении безбилетного проезда. И такие мероприятия способствуют этому. Мы сейчас работаем над тем, чтобы выработать у пассажира привычку оплачивать проезд. Для этого есть как воспитательные подходы, так и подходы, направленные на улучшение качества сервиса, такие как снижение стоимости и расширение линейки тарифных планов. Воспитательный подход вы могли наблюдать сами.
С 1 января 2013 года вступил в силу федеральный закон о страховании пассажиров общественного транспорта. Покупая билет, пассажир заключает с перевозчиком договор и подпадает под действие этого закона. В случае ЧП пострадавший безбилетник закономерно не может рассчитывать ни на какую компенсацию.
ЦППК напоминает, что «зайцами» считаются не только люди, едущие в вагоне совсем без билета, но и имеющие проездные лишь на часть маршрута, а также купившие поддельные проездные. Подделка выявляется контролером элементарно, а покупателю такого талона может грозить судебное разбирательство как соучастнику в мошенничестве. Это не говоря о том, что придется заплатить еще и за легальный билет.
— Существует довольно распространенная категория пассажиров, покупающих, скажем, только абонемент по Москве, чтобы не прыгать через турникеты, — рассказывает Руслан Лисневский. — То есть безбилетником он считается только за пределами этой зоны. Мы таких пассажиров называем «квазизайцами» и делаем все, чтобы снизить их количество опять-таки за счет гибкого тарифного меню.
Общий процент безбилетников увеличивается по мере удаления от Москвы. На захолустных станциях элементарно порой не бывает турникетов. Соответственно, и процент выявленных «зайцев» по мере удаленности растет. Как показывает статистика, на некоторых участках в вечернее время в одной электричке может ехать до 40% безбилетников.