В 2014 году в Подмосковье появятся муниципальные дорожные фонды. Формироваться они будут за счет акцизов от автомобильного топлива. Не менее 10% из них правительство области будет перечислять в бюджеты муниципалитетов. Средства из фондов можно будет потратить только на благоустройство и развитие дорожной сети. Сегодня же ремонт дорог на местах проводится за счет субсидий, выделяемых Главным управлением дорожного хозяйства. Причем сначала подрядная организация производит работы за свой счет, затем, после проверки, ГУДХ через муниципалитет проводит оплату. «НП» побывало на ревизии в поселке Дорохово Рузского района и вместе с экспертами проверило качество недавно проведенных там дорожных работ.
Беспощадная швонарезка
В конце августа качество дорожных работ в поселении уже проверяли. Тогда экспертиза показала неудовлетворительные результаты — вместо положенных пяти сантиметров толщина асфальта на участках составила 1,4–3,8 см. Кроме того, некачественным оказался и сам асфальт, а также его укладка.
К повторному визиту подрядчики обязались все переделать на должном уровне. На первом участке на улице Социалистическая останавливаются машины. На первый взгляд свежее покрытие производит благоприятное впечатление.
Из микроавтобуса люди в оранжевых комбинезонах вытаскивают тяжелую бензопилу — швонарезку. Главный специалист ГУП МО «Лабрадор» Сергей Поярков дергает ручку стартера. Круглая фреза пыльно вгрызается в асфальт. Выпиленный прямоугольник тщательно обмывают. Вместе с кусками грязи от бруска легко отковыриваются крошки асфальта.
— Это ваш такой асфальт? — обращается к представителю подрядчика Поярков. — Это же сплошная крошка. И нет тут пяти сантиметров толщины. Едва около четырех набирается.
— Нет тут крошки и не может быть, — шумно оправдываются представители фирмы. — Это чистый асфальт.
— Ну давайте я его испытаю, — пожимает плечами Сергей Витальевич. — Знаете, что тесты покажут? Это самая натуральная крошка. А если нет — скажите, что это? Посмотрите, какой он ноздреватый, пористый. В него легко забьется вода — и при морозе все это дело попросту разорвется.
Представители подрядчика всячески пытаются оспорить предварительное резюме. Мол, нашли самое неказистое место, придираются, и вообще, почему именно эти люди нас инспектируют? Консультант отдела строительства ГУДХ МО Олег Тараненко невозмутимо опровергает их нападки. Спиленный асфальт и вправду не производит впечатления. А что до ревизии — экспертную организацию выбирает муниципалитет конкурсной процедурой. И если подрядчик заключает договор с администрацией, он соглашается с указанными в нем условиями.
Исполнителя работ также выбирает администрация. 5% стоимости работ оплачивает муниципалитет, остальное — субсидии областного дорожного фонда. На сформированную таким образом сумму подрядчик и должен за свой счет произвести работы. Если по результатам экспертизы качество исполнения оказывается удовлетворительным, деньги выплачиваются подрядчику. Условия одинаковы для всех, и, если исполнитель выиграл конкурс и взялся за работу, он должен закончить в соответствии с требованиями.
— По нормам ГУДХ финансирование дорожных работ не должно превышать 1000 руб./м кв., — рассказывает заместитель главы администрации сельского поселения Дороховское Виталий Петелин. — Выделение субсидий производится в зависимости от количества дорог и их состояния, на основании отчетов федерального органа статистики и в соответствии с утвержденной методикой. В начале года постановлением правительства Московской области распределяются субсидии по муниципальным образованиям. На выделенный объем финансирования муниципалитеты определяют объекты и способы ремонта. Дефектовки, сметы, правоустанавливающие документы на объекты направляются на утверждение в ГУДХ.
Пробы ни на одном из пяти проверенных в этот день участков не впечатлили экспертов. Замеренные линейкой бруски местами не показали и трех сантиметров в толщину. На улице Дачной отпиленный кусок вообще разделился на две ровные плитки. Тем не менее все вырезки аккуратно пометили мелом и увезли в лабораторию на детальную экспертизу.
— Ни одна из проб мне не понравилась, — дает предварительное резюме Сергей Поярков. — Даже визуально заметно, что асфальт ноздреватый, пористый. Может, смесь они неправильно сделали, не знаю — вскрытие покажет. Мы линейку прикладывали, вы видели — нигде пяти сантиметров не было. Те, что развалились надвое, — там, скорее всего, некачественная эмульсия, но это уже к производителю. И уложен асфальт был не на щебень, как положено, а местами просто на песок.
Раздосадованные представители подрядчика не дождались отъезда ревизоров. Перед тем как ретироваться, грозились пригнать на сделанные ими же дороги фрезерную бригаду и спилить асфальт. Добавим, подписывать заключение представители подрядчика не стали. Впрочем, существенной роли это не играет. От возможности публично оправдаться исполнители также отказались.
Внакладе все
Ремонт своих дорог — забота прежде всего каждого отдельного муниципалитета. В 2009–2011 годах субсидии на ремонт дорог муниципальным образованиям предоставлялись за счет средств Федерального бюджета. Но денег все равно не хватало и перевести в должное состояние многие пути не удавалось. Начиная с 2012 года субсидии предоставляются из дорожного фонда Московской области. Эти изменения — часть долгосрочной целевой программы Московской области «Дороги Подмосковья» на 2012–2015 годы.
На субсидии могут рассчитывать муниципальные образования, у которых более 10% дорог находятся в ненормативном состоянии. Таких в Московской области большинство.
— В главное управление дорожного хозяйства области ежегодно поступает около четырех тысяч обращений от граждан с жалобами на качество или вообще отсутствие дорог местного значения, — говорит начальник главного управления дорожного хозяйства Московской области Константин Ляшкевич. — Несмотря на это, есть и те муниципальные образования, которые не получают субсидии уже второй год. Это так называемые благополучные муниципалитеты, где в бюджете заложены средства на ремонт дорог. В основном это городские округа, например Химки.
Чтобы получить субсидию, муниципалитет должен подать в ГУДХ соответствующую заявку. Количество средств, необходимых для ремонта, ГУДХ определяет, сверившись с показателями Мособлстата. Туда муниципалитеты представляют данные о состоянии своих дорог. Далее администрация конкурсной процедурой определяет исполнителя работ и проверяющую лабораторию.
Администрация должна обеспечить на ремонтируемых объектах ведение строительного контроля, т.е. муниципалитет в ответе за качество ремонтируемых дорог. По результатам приемки работ и проверки качества ее исполнения муниципалитет передает в ГУДХ и в территориальное казначейство пакет документов с актом выполненных работ и заключением лаборатории. После этого ГУДХ составляет список объектов, нуждающихся в проверке, и выезжает на место с подведомственной лабораторией.
Сейчас администрация поселения Дороховское ожидает заключения экспертизы. Если подрядчик не пожелает переделать дороги и в третий раз, вопрос с ремонтом дорог может повиснуть в воздухе. Понятно, что денег за свои труды фирма не получит, субсидии будут возвращены в дорожный фонд. Более того, за неисполнение условий контракта по договору подрядчику полагается штраф. Что же касается непосредственно уже уложенного асфальта, демонтировать просто так у подрядчиков вряд ли получится. До судебного разбирательства это будет признано порчей имущества. Поэтому в интересах администрации, наемников и жителей, чтобы в третий раз все уже было сделано на уровне. Тем более что близятся холода, и, пока в администрации будут искать других исполнителей, асфальт класть уже будет нельзя.