В этот день не заладилось с погодой: окунаться в исконно русское гостям праздника пришлось в буквальном смысле. На настроении публики ненастье отразилось не сильно. Под хмурыми тучами посетители слушали проповедь протоиерея Бориса Демушкина, участвовали в конкурсах, подпевали приглашенным артистам. Каждый пришедший мог найти себе занятие по душе. Перетягивание канатов, хороводы, пение гусляра, звон колоколов — организаторы праздника в Кратове сделали все возможное, чтоб мероприятие как можно больше походило на древние народные гуляния на Руси.
— Одно дело посмотреть, другое — взять и померить, — говорит руководитель клуба исторической реконструкции «Белая Рысь» Виктор Кралин.
Все желающие могли пострелять из настоящего боевого лука, примерить доспехи испанского воина-конкистадора, попробовать себя в бое на мечах — реконструкторы стремились полностью погрузить аудиторию в атмосферу Руси IX—XI веков.
— История нашего клуба уже приближается к 15 годам, — рассказывает один из реконструкторов «Белой Рыси» Виктор Прудниченков. — Все мы изначально интересовались не только фехтованием, но и русской историей, своими истоками, материальной и духовной культурой христианской Руси. Все это воплотилось в клуб исторической реконструкции «Белая Рысь». Каждый может прийти, сшить себе костюм, слепить домашнюю утварь из глины — мы не останавливаемся только на боевой составляющей.
Вокруг руководителя клуба Виктора Кралина вьются мальчишки. Вдоволь наглядевшись на мечи и доспехи, расспрашивают, как попасть в клуб.
— Сколько тебе лет?
— 14.
— Нормативы по подтягиванию сдашь?
— Сдам.
— А бег?
— Пробегу.
— Шестнадцать исполнится — приходи.
С мальчиками Виктор по-военному строг. Реконструктор должен быть подтянутым и мужественным. Чтобы участвовать в боях, нужно быть как минимум крепким физически.
— Когда 16—18-летние ребята приходят, они мало еще что умеют делать своими руками, — рассуждает Виктор Прудниченков. — Когда я пришел в клуб, тоже не умел ни строгать, ни ковать. В процессе создания своего костюма я все эти ремесла освоил. Приобрел физическую форму, которая позволяет принимать участие в турнирах.
Сами мальчишки говорят, что клуб — дело серьезное.
— Большинство тех, кто занимается здесь, были в прошлом толкиенистами, — рассказывает юный реконструктор Павел Евстигнеев. — Я был не из тех ярых, которые почитают эльфов и молятся их богам. Те, кто становится реконструктором, через какое-то время понимают, что все это белиберда. А здесь еще и можно заработать за счет созданного персонального образа.
Руководство клуба ставит перед собой задачу создать на базе «Белой Рыси» культурно-исторический центр.
— Как сейчас выглядят современные музеи? — рассуждает руководитель клуба Виктор Кралин. — Люди в основном просто пассивно лицезреют экспонаты да слушают трели экскурсовода. В Европе же, хоть я за ней и не гонюсь, все по-другому. В Испании, например, людей, которые идут на экскурсию, заковывают в кандалы. Они ведут их как рабов, а это ведь гораздо интересней! Культурно-исторический центр — это не только посмотреть: это еще и взять и понюхать…