Откуда они только берутся, эти дольщики и покупатели? Ведь, как правило, информации о продажах в зонах охраны не бывает? Или я ошибаюсь? Может, вы встречали объявление: «Продаю квартиру на территории Московского Кремля»? Но кто ж этому поверит?
А у нас верят. Верят в то, что можно законным путем приобрести квартиру в 27-этажной высотке в лесу (!) с пением птиц (!) и запахом ландышей (!). Или коттедж — хоть (среди костей русских героев) на Бородинском поле. Или жильё в Новом Иерусалиме с видом на монастырь. Круто и по дешёвке.
И дешёвка-то не настораживает. Наоборот: «Берём ещё парочку!».
Начнем со справки. Новый Иерусалим — это памятник федерального значения. Великая православная святыня, имеющая такое же огромное значение для русской истории и культуры, как, например, Радонеж.
Новый Иерусалим назван его создателем, патриархом Никоном, Русской Палестиной и был создан как икона Святой земли — так прекрасны были окрестности реки Истры, так напомнили они царю Алексею и патриарху родину Господа нашего Иисуса Христа.
Новый Иерусалим положил начало городу Воскресенску (нынешней Истре), стал его сакральным центром, куда стремились все взгляды, сходились все паломнические пути. Даже в советские времена он оставался архитектурной доминантой нашего города.
Со всех окрестностей, с высоких холмистых берегов панорамно развертывалась перед зрителем Русская Палестина, вокруг которой были построены новые храмы, названиями напоминающие священные евангельские события.
Отцы города бережно следили за тем, чтобы ни одно строение не нарушало целостности восприятия святыни и не мешало её обозрению.
После революции, после военного лихолетья Новый Иерусалим был разрушен, такая же участь постигла город. Но их восстановление началось сразу после разгрома немецких войск под Москвой.
Впоследствии академик Щусев задумает здесь сказочный курортный городок с культурным центром в Новом Иерусалиме. Замыслу не суждено будет воплотиться, однако даже при торопливой и однотипной новой застройке в 60-х годах 20-го столетия архитекторы значительно отступят к окраинам от охранных зон (которые к тому времени были предусмотрены), и Новый Иерусалим — Русская Палестина до времени останется целостным архитектурно-ландшафтным объектом.
Зоны охраны в дальнейшем неоднократно перекраивались, но у нас всё ещё оставалось несколько свободных мест, откуда был виден наш монастырь. Наконец, в 2006 году разработанный МОК-Центром проект зон охраны был окончательно закреплён и согласован с органами местного самоуправления (МСУ).
Зоны охраны бывают разные: с разными регламентами застройки и даже озеленения. Чем зона ближе к памятнику, тем регламент строже. Такова зона Р-1, там вообще запрещена любая хозяйственная деятельность. Р-2 разрешает застройку, но не выше 12 метров до конька кровли. Иногда прописывается даже из чего строить и как здание может выглядеть. Р-3 — это ограничение строительства до 15 м и так далее.
Глава Истринского района А.Щерба подписала это согласование в 2006 году. (Таким образом, в дальнейшем глава чётко понимала, что даёт разрешение на строительство в регламентированных зонах.) А до окончательного утверждения проекта в правительстве МО министерство культуры МО предписывало неукоснительно соблюдать его регламенты.
Но никто и не думал их соблюдать. В зону охраны Р-2 автоматически попали частные дома на улицах Пролетарская и Морозова, которые там существовали исторически. И вот местные власти и застройщик ТД «АССА» под предлогом генерального плана развития принялись разными способами выселять жителей из частного сектора, задумав построить на этом месте высотный микрорайон 4а.
В мае 2010-го на публичных слушаниях «проект высотного микрорайона 4а на Пролетарской» был представлен городской общественности. Общественность его категорически опротестовала, так как при строительстве нарушались не только зоны охраны, но и право жителей на благоприятное проживание: микрорайон заслонял приток свежего воздуха с запада на загазованную ул. Ленина, претендовал на ветхие городские коммуникации.
Кроме того, он представлял опасность даже для его новосёлов, попадая не только в родниково-оползневую зону, но ещё и зону затопления в случае аварии на гидроузле. А ведь застройщик возводит там сейчас (судя по информационной табличке) детский сад!
Было сказано и то, что река Истра является источником питьевого водоснабжения Москвы, и строительство микрорайона 4а нарушило бы водоохранную зону.
Но никакие доводы и возражения не явились препятствием для застройщика. Да, кстати, и органов местного самоуправления. Общественность стала бить тревогу, видя, что органы МСУ во чтобы то ни стало пытаются протолкнуть гибельное для города строительство.
На ситуацию обратило внимание Министерство культуры РФ по ЦФО, которое неоднократно предупреждало главу района о противозаконности застройки. Но осенью в зоне Р-2 начали рыть котлован. Зимой стройка немножко утихла, а в апреле 2011-го бывший губернатор Громов утвердил зоны охраны Нового Иерусалима, сделав, правда, снисхождение к уже имеющимся нарушениям по высотности.
И сразу после этого над новым котлованом стали расти этажи. На 12 метрах они не остановились: был построен 10-этажный дом. В результате был закрыт еще один видовой коридор на монастырь из центра Истры с бровки берегового склона реки Истра.
На место незаконной стройки неоднократно приезжали журналисты, в эфир выходили передачи о нарушениях в Истре зон охраны федерального памятника. Во время своего визита в Новый Иерусалим в 2011 году святейший патриарх Кирилл сам обратился к главам района и города с просьбой сохранять исторический облик города.
Все было проигнорировано.
Затем 24 августа 2012 года президент Путин издал поручение об осуществлении мер по установлению границ и соблюдению правового режима земель на ряде объектов культурного наследия Д.А.Медведеву и С.Б.Иванову: «…Обеспечьте совместно с правительством Московской области осуществление правовых и организационных мер по принятию документов территориального планирования и градостроительного зонирования, а также по установлению границ территорий и зон охраны достопримечательного места «Бородинское поле и памятники на нем», ансамбля усадьбы «Архангельское», ансамбля Новоиерусалимского монастыря, ансамбля Троице-Сергиевой лавры, древнего города Радонеж, иных объектов культурного наследия и соблюдению правового режима земель на указанных территориях».
Потом к наместнику Воскресенского ставропигиального Новоиерусалимского монастыря обратился святейший патриарх Кирилл с требованием дать отчёт о нарушениях в охранных зонах. И именно патриарх, а затем и другие официальные лица говорили о сносе незаконных этажей как о мере, которая может наконец прекратить варварскую застройку.
Далее Генеральная прокуратура провела проверку и зафиксировала нарушения, а Истринская генеральная прокуратура подала иск в суд о нарушениях в охраняемых зонах ландшафтных заповедников.
...Два года подряд про меня пишут клеветнические измышления в местной прессе, подвергают разборам на Советах депутатов, возбуждают сфабрикованные судебные иски. А я просто добросовестно выполняю свои депутатские обязанности, откликнувшись на просьбы избирателей и вступив в ряды защитников Русской Палестины. Кроме того, входя в областной совет ВООПИК, состоя в МОО «Экологический союз» и Союзе журналистов РФ и МО, я попросту не имела права оставаться в стороне.
В реставрацию Новоиерусалимского монастыря уже вложены такие колоссальные деньги, что все траты местных дельцов на застройку в охранных зонах по сравнению с этим могут показаться копеечными. Но при этом безликие, диссонирующие с архитектурным ансамблем, природным ландшафтом, исторической застройкой высотные здания погубят сам памятник. Они нарушат целостность архитектурно-природного ансамбля Нового Иерусалима, визуальное восприятие Русской Палестины.
То есть Правительство РФ тратит средства на уникальный архитектурно-ландшафтный памятник, а он уничтожается копеечной высотной застройкой.