Нынешние правила охоты ничего не говорят о том, что должен делать охотник после того, как подстрелит или поймает дикую свинью, пояснили «МК» в ведомстве. Новый же документ поможет предупредить возникновение вспышек опасного заболевания среди диких кабанов, живущих в российских лесах и охотничьих угодьях, уверены авторы поправок. Если предложенные ведомством изменения будут одобрены, охотникам будет разрешено обрабатывать туши кабанов как на специально оборудованных пунктах, так и непосредственно в месте добычи. Однако если резать добычу «не отходя от кассы», охотнику придется позаботиться о том, чтобы после обработки туши на земле, траве или снегу не осталось ни крови, ни шерсти животного. Все отходы нужно будет тщательно собрать, а само место, где пролилась кровь кабана, обильно полить дезинфицирующим средством. Также химией придется обработать и одежду самого охотника, который разделывал тушу. Только после этого кабана можно будет укладывать в автомобиль и везти на базу для прохождения ветеринарного контроля. Выбрасывать отходы на свалку тоже будет запрещено. Шкуры и внутренности животного нужно будет либо сжечь, либо закопать минимум на двухметровую глубину. Ну а яму с отходами надо будет не только плотно засыпать землей, но и сдобрить теми же обеззараживающими средствами.
Также проект поправок устанавливает особые правила перевозки пойманных охотниками кабанов. Если сейчас диких свинок можно беспрепятственно переселить в другой регион, то по новым правилам это можно будет сделать только после прохождения животными ветеринарного контроля и карантина. До этого момента возить кабанов можно будет только в пределах того муниципального района, где они попались охотнику. Кроме того, чиновники Минприроды требуют, чтобы транспортировка отловленных животных производилась только такими способами, которые исключают попадание отходов их жизнедеятельности в окружающую среду.
Однако у практикующих охотников и экспертов-охотоведов новый документ вызвал массу вопросов. По мнению заместителя главного редактора «Российской охотничьей газеты» Александра Лисицина, пока совершенно непонятно, какими средствами можно будет обрабатывать место разделки кабанов, а также за чей счет эта «химия» должна приобретаться. Кабан – это государственный ресурс, говорит Лисицин. Было бы логично, если бы все вопросы дезинфекции решались государственными ветеринарными службами, а не перекладывались на плечи пользователей охотничьих хозяйств. Кроме того, «дезинфицирующее средство» - понятие растяжимое. «Землю можно полить водкой или слабым раствором хлорки, а можно и цианидами. И это тоже будет своего рода дезинфекция. Поэтому вслед за этими поправками необходимо разработать еще и четкие указания, какими средствами и в какой концентрации можно пользоваться, чтобы не создать угрозы для экологии», - заметил Лисицин. Кроме того, саму идею необходимости обработки туши на месте отстрела эксперты считают надуманной. В основном вес кабана, которого можно встретить в наших лесах, не превышает ста килограммов. Такого зверя можно просто связать по ногам и в кузове грузовика или пикапа доставить на базу, где для обработки и разделки есть все необходимые условия. А вот инициативу ведомства ограничить регион транспортировки пойманных кабанов специалисты в области охоты считают разумной. Однако из текста новых правил непонятно, каким именно должен быть «правильный» способ для перевозки кабанов. По мнению экспертов, эти требования тоже необходимо уточнять. Иначе от охотников можно будет требовать чего угодно: от необходимости обивать кузов машины листами алюминия до упаковки живых кабанов в целлофановую пленку. «Формулировки в документе позволяют включать воображение и дают простор для пытливых умов проверяющих, что может привести к коррупционной составляющей», - считает Лисицин.