Как стало известно «МК», Тверской суд Москвы на днях в полном объеме удовлетворил иск о защите интеллектуальной собственности журналиста Владимира Гречанинова к Государственному театру наций. Предметом судебного спора стал знаменитый силлогизм «фарс-мажор», законным владельцем которого является Гречанинов, автор одноименной сатирической телепередачи начала 90-х, в которой довольно смело высмеивались политики того времени, в том числе и президент страны Борис Ельцин. Оказалось, на пике популярности шоу телеведущий зарегистрировал в Российском авторском обществе исключительные права на словосочетание, придуманное им самим. Причем сделал это, по его словам, случайно, без каких-либо долгоиграющих намерений.
— Тогда я снимал для Первого канала цикл передач об авторском праве, которое только начинали применять. Нужно было сделать сюжет о процедуре регистрации интеллектуальной собственности, далеко решили не ходить — зарегистрировали «фарс-мажор», — рассказал «МК» журналист.
За 20 лет про передачу и причастность Гречанинова к «фарс-мажору» почти забыли. В обиходе осталось только оригинальное сочетание слов, которое в восприятии россиян стало крылатым. Так «фарс-мажор» попал и на афиши Театра наций. Молодые артисты, придумавшие музыкальный спектакль, в котором исполняют хиты советских кумиров — Леонида Утесова, Муслима Магомаева, Валентины Толкуновой, — назвали свою постановку «Фарс-мажор», даже не подозревая, что покусились на чью-то собственность. Но коммерческое использование «фарс-мажора» без согласования с ним возмутило Гречанинова.
— Как-то ребята из «КВН» попросили разрешения назвать номер «фарс-мажором», и, конечно, я был не против — они же не зарабатывают на нем деньги, — говорит автор.
Увидев «свой» силлогизм на афишах, он обратился с претензией в театр, а потом и в суд, где добился запрета постановки под таким названием. В результате первую букву в наименовании исправили на латинскую «f» и расширили его, чтоб уж совсем уйти от силлогизма. Теперь оно выглядит как «Fарс-мажорный концерт для драматических артистов и оркестра». Кроме того, Театр наций готовится в апелляционной инстанции доказать, что словосочетание «фарс-мажор» появилось до Гречанинова.