Вся информация по новому фильму Никиты Михалкова “Утомленные солнцем-2” строго засекречена. Журналистов на съемку Никита Сергеевич не зовет, а если зовет, то избранных. Поэтому все сообщения о работе над фильмом ограничиваются, как правило, скупыми информсообщениями из серии “На съемках пострадал каскадер”. В более позднем варианте — “На съемках у Михалкова побывал Путин”.
На съемках “Утомленных солнцем-2” побывал и собкор “МК”. И не просто побывал, а провел на съемочной площадке несколько дней в качестве актера массовки, умудрившись при этом сыграть сразу трех разных персонажей!
…Надо сказать, о съемках продолжения “Утомленных солнцем” я узнал случайно. Ну, то есть я знал, что снимается такое кино, но не знал, что из лесов и болот Нижнего Новгорода Михалков временно переместился в паровозный музей в Шушары. Но так уж вышло, что я внесен в базу актеров массовки “Ленфильма”. Местные бригадиры и сообщили, что формируется массовка для съемок у Михалкова, идет кастинг. Предложили и мне, я согласился, чего уж тут? Прошло две недели, решил, не возьмут. Но раздался звонок со студии, пригласили на примерку костюма. Желающих посниматься у знаменитого режиссера оказалось много, пришлось даже постоять в очереди. Наконец меня переодели в некоего героя. Видавший виды пиджак едва сходился на животе.
— Ерунда! — отмахнулся самый главный по реквизиту. — В то время многие так ходили.
Одно успокоило. На фоне прочих актеров я выглядел еще вполне себе ничего. Остальные походили на отъявленных уркаганов.
В следующий раз на студию меня позвали к 7 утра. Уже не костюм примерять, а непосредственно на съемки. Сказали, будут автобусы до площадки. В них запускали строго по паспортам. Более того, устроили фейс-контроль, который не прошли порядка 60 человек. Одного товарища “сняли с рейса” в последний момент, буквально выпихнули из салона. У него, как выяснилось, за плечами была судимость.
* * *
Прибыли в Шушары, в паровозный музей. Тут снова устроили фейс-контроль, еще более жесткий, плюс добавилась рамка металлоискателя. Территорию музея охранял ОМОН. Массовщикам предложили добровольно сдать фотоаппараты. Странные какие-то съемки, подумалось.
— Путин сегодня приедет, — сказал кто-то, все сразу успокоились.
Половина актеров массовки была в гражданке, вторую половину одели в форму солдат, сержантов и офицеров НКВД. Тут же вручили реквизит — гражданские вещмешки и чемоданы, винтовки-трехлинейки и коробки под патроны. Некоторым “счастливчикам” достались автоматы ППШ.
Вообще для съемок одного этого эпизода задействовали примерно 200 человек, в форму НКВД одели около 70. Гражданских стали грузить в вагоны.
Тут появился Михалков, одетый с теплый свитер и высокие ботинки.
— Сейчас вы будете играть так называемую черную пехоту, — объяснил Никита Сергеевич. — Вы — люди с оккупированных территорий, освобожденные войсками Красной Армии. Прожили на оккупированных немцами территориях около двух лет. Вы не работали на Великую Германию, но и по разным причинам не попали на фронт. В целом задача ясна?
…Итак, нас стали высаживать из вагонов. При этом нужно было пройти через строй НКВДшников. В кадре у нас отбирали чемоданы и мешки. Офицеры НКВД делали вид, что устраивают наружный досмотр, проще говоря, шмон. В этих кадрах главная роль отводилась актеру Сергею Маковецкому. Он майора НКВД играет, руководящего досмотром.
Снимать стали не сразу. Михалков все пытался добиться от нас “художественной достоверности”, поэтому из вагонов на досмотр и обратно нас гоняли раз десять. Надо сказать, среди отобранных массовщиков далеко не все профессиональные актеры. Так что многие просто не понимали смысл поставленной перед ними задачи.
Тут заодно выяснилось, что сейчас нас и снимать никто не будет. Все это — репетиция. А непосредственно съемка — глубокой ночью. Кстати, многие не рассчитывали, что застрянут здесь так надолго. Ну да ладно…
* * *