Штаб армейской авиации в легкой панике: из управления кадров ВВС пришла выписка о назначении Героя России летчика-космонавта полковника Талгата Мусабаева начальником боевой подготовки вертолетчиков. Пикантность ситуации в том, что теперь уже бывший (хотя бы формально) сотрудник Центра подготовки космонавтов им. Гагарина никогда до этого в вертолетных частях не служил, а на винтокрылых машинах летал разве что в качестве пассажира.
— Меня не было на службе два месяца, поэтому не могу точно сказать, с кем такое назначение согласовывалось, — не скрывал в телефонном разговоре с “МК” исполняющий обязанности начальника армейской авиации ВВС генерал-майор Виктор Иванов. — Перевод полковника Мусабаева лично для меня совершенно неожиданный. Да и в управлении никто не был посвящен в назначение человека, не имеющего отношения к армейской авиации.
Как выясняется, подобными “неожиданностями” биография космонавта Мусабаева просто пестрит. После окончания в 1974 году Рижского института инженеров гражданской авиации имени Ленинского комсомола по специальности “радио-электронное оборудование” он поработал сменным инженером в Бурундайском авиаотряде под Алма-Атой. А уже через год началась стремительная политкарьера будущего космонавта. В январе 1975 г. он избран секретарем райкома комсомола в Алма-Ате. В январе 1976-го Талгат — инструктор отдела политико-воспитательной работы Казахского управления гражданской авиации, а с мая 1979-го — заместитель командира Алма-Атинского объединенного авиаотряда по политико-воспитательной работе. В 1986-м Мусабаев получил свидетельство пилота гражданской авиации (за летную практику он освоил “кукурузник” “Ан-2” и пассажирский “Ту-134”, причем последний в качестве второго пилота). Еще в 79-м Мусабаев начал прохождение медицинских комиссий в отряд космонавтов, но лишь спустя 11 лет был допущен к спецподготовке.
Интересна и военная судьба нового начбоя вертолетчиков. В 1991-м (Талгат Мусабаев всего полгода проучился в ЦПК) его призвали на действительную службу. Трудно сказать, чем он так угодил военным, но старлей запаса в одночасье стал майором. В приказе министра обороны было сказано, что внеочередное звание будущему космонавту присвоено “в порядке исключения”. До этого столь стремительную армейскую карьеру делал только Юрий Гагарин — правда, майорские звезды старший лейтенант ВВС получил после знаменитого полета в космос. Выходит, в некотором смысле “сын степей” Талгат Мусабаев обошел даже Юрия Алексеевича.
Несколько лет подготовки к звездному старту в качестве основного и дублирующего члена экипажа закончились для Талгата Мусабаева 127-суточным космическим полетом в июле—ноябре 94-го, за который он получил Героя. “Звездная” судьба открыла Талгату многие двери, но стремительное сокращение армии, по-видимому, объясняет тот факт, что он до сих пор остается полковником.
В штабе армейской авиации не сомневаются: новое назначение преследует одну цель — дать Мусабаеву генеральское звание (должность начбоя — “широколампасная”).
— До этого Мусабаев ни разу не посещал наш коллектив, не встречался с командованием управления, — говорит генерал Иванов. — И я очень сомневаюсь, что он вообще здесь появится.
Практика назначения “в темную” нужных людей на нужную должность у “силовиков” распространена давно. Человека по документам перемещают в другую структуру, но реально он остается на месте. После присвоения генеральского звания его вновь переназначают на прежнюю должность. И все шито-крыто. Но в случае с Мусабаевым в Минобороны, похоже, переборщили.
— Принятое без ведома и согласия руководства главкомата ВВС решение о назначении нового начальника боевой подготовки армейской авиации вызвало неоднозначную реакцию в управлении, — не скрывает Виктор Иванов.
Кстати, также “в тихую”, в отсутствие и.о. начальника армейской авиации, для Мусабаева готовили генеральскую должность. Бывшему начбою вертолетчиков Валерию Беломестнову быстренько нашли “доходное” местечко военного советника в далекой Уганде — 25 августа офицер убывает в Африку.