Святослав Вакарчук:«Искусство для меня вне политики»

Лидер «Океана Эльзы» отделил музыкальные зерна от политических плевел

Широко разлился рок-н-ролльный «Океан Эльзы», буквально затопив своей музыкой города и веси России и Украины в рамках самого масштабного тура в истории своей страны и одного из самых громких в истории нашей. Гастроли проходили в поддержку нового альбома «Земля». Во время российской части тура произошел скандал. На выступление команды в Саратове вместе с многотысячной ордой поклонников нагрянула менее многолюдная, но гораздо более грозная «орда» бойцов ФМС с проверкой. В ходе недружелюбного «налета» выяснилось, что у группы нет разрешения на работу в России, а получать его, по строгому назиданию прогрессивных российских законодателей, должны теперь все зарубежные артисты. И тут уже даже брат украинец, как оказалось, не брат. Хотя участников «Океана» и организаторов концертов оштрафовали, Вакарчук и его коллеги по сцене выстояли: инцидент был исчерпан, музыканты получили разрешение, с размахом завершили гастроли большими столичными концертами и поделились с «МК» мыслями о происходящем в их жизни и музыкальной жизни Украины и России.

Лидер «Океана Эльзы» отделил музыкальные зерна от политических плевел
Святослав Вакарчук

Праздник в Москве продолжался два вечера. Каждый — по три с половиной часа с четырьмя выходами на бис и двумя разными программами из новых песен и старых хитов, причем последних у «Океана Эльзы» наберется на несколько альбомов. Фанаты кидались в безудержные пляски и тосковали вместе с солистом под баллады, напоминающие то восточные молитвы, то старые русские романсы. Вакарчук во время выступления отдает поклонникам всего себя по кусочкам, переживая вместе с ними все эмоции, которыми он заряжает публику во время песен и диалогов с ней, смеется и почти плачет, рассказывает истории и делится ассоциациями. Знаменитую «Без бою» в конце второго дня Святослав пел, завернувшись в украинский флаг, который передали ему из первых рядов. Перед тем как устроить для москвичей феерию, Вакарчук рассказал «ЗД» о концепции «12 зерен» с нового альбома, о том, как в их число попала конопля, почему нужно соблюдать законы, но разделять творчество и политику, и чем украинская музыка обогащает российских слушателей.

— Святослав, какие впечатления сложились у вас по итогам прошедшего тура?

— Очень хорошие. Поклонники остались довольны. Я рад, что с каждым годом наша аудитория в России увеличивается. Вообще, у «Океана Эльзы» все идет так, как мне нравится по жизни. Я не люблю резких скачков. И мне кажется, все происходит постепенно, но вектор нашего движения направлен вверх.

— История, произошедшая в Саратове, не испортила вам настроение?

— Я вас прошу... Я об этом долго не думал, а все комментарии к случившемуся, как я писал в Интернете, вы можете найти в наших песнях. Мы сделали все, что можно сделать. Инцидент исчерпан, и я уже забыл о нем.

— Так сложилось исторически, что культурное пространство России и Украины было общим. Вам не кажется, что из-за подобных конфликтов в нем могут образоваться трещины?

— Я считаю, что это пространство было общим тогда, когда Россия и Украина входили в состав единой страны. И в то время это целое включало в себя и Таджикистан, и Эстонию, и другие территории. Когда они стали независимыми, в каждом государстве стало формироваться свое культурное поле. То, что люди на Западной Украине всегда больше тяготели к западной культуре — очевидно. И в какой-то момент эта тенденция начала доминировать во всей Украине. Это привело к тому, что появилось движение в сторону европейской музыки. Я думаю, что от этого выиграли все, в том числе и российские поклонники. Культурные поля стали разными, а информационные остались близкими. В Украине очень много такого рока и попа, которого нет в России. Это вносит большое разнообразие в музыкальную палитру.

— А как вы считаете, действия сверху, политические изменения оказывают сейчас влияние на музыкальную сферу?

— Я всегда был, являюсь и буду сторонником того, что искусство должно находиться вне политики. У меня могут быть свои политические взгляды, которые могут и расходиться со взглядами наших поклонников, но мне никогда не придет в голову переносить их на свое отношение как музыканта к музыке и к публике.

— Вы сейчас не жалеете о годе, проведенном в кресле депутата Верховной рады?

— Я вообще ничто не считаю ошибкой в своей жизни и ни о чем не жалею. Я живу по принципу: все что ни делается, то к лучшему. «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно», как сказал Маяковский. Это касается всего. Я считаю, что год, проведенный в Раде, был неоценимым, очень важным опытом, который многое мне дал как в личностном смысле, так и в общественном.

— А какой опыт дала вам учеба на факультете теоретической физики? Многие творческие люди связывают физику с гуманитарными науками.

— Это действительно так. Я знаю об устройстве мира чуть больше, чем многие другие люди.

— Именно эти знания привели вас к концепции нового альбома «Земля», где 12 песен соответствуют 12 зернам?

— Эти зерна подобраны под настроение песен. Мы начинали с самих композиций, а потом уже возникла идея, что каждая может соответствовать какому-то зерну. Это дизайнерский ход, с помощью которого оформлен альбом. Но в нем, конечно, заложен концептуальный смысл. Зерна произрастают из земли.

— Землю вы воспринимаете в широком смысле или как свою родину, Украину?

— И так и так. Я имею в виду и свою родину, Украину, и планету Земля, и саму живую субстанцию, из которой происходит жизнь. Это очень всеобъемлющее понятие — и грунт, и родная территория, и земной шар, и вообще основа мироздания. Сам я Телец, а это земной знак... Смысловых слоев очень много.

— Среди зерен есть и зерно конопли. Что это за метафора?

— Песня, которая ему соответствует, называется «Караван». Эта вещь построена на восточных мотивах, для Востока конопля — особая порода зерна. Кроме того, она бурно произрастала и на Украине. Помню, у моей бабушки на огороде росло много конопли. Если вы помните, из нее раньше делали пряжу. Мы включили ее в наше собрание «зерен» наряду с пшеницей, рожью, мальвой и другими украинскими растениями.

— Вы работали над пластинкой с британским продюсером Кеном Нельсоном, обладателем трех «Грэмми», который известен в частности своим сотрудничеством с группой Coldplay. Как сложился ваш тандем?

— Замечательно! Мы не только сработались, но и подружились. Я был у него в гостях. Он приезжал в Киев к нам на концерт, мы организовали ему поездку по Украине. Хотелось бы продолжить работать с ним. Он уникальный человек, не только профессиональный, но и приятный в общении. Кен тонко разбирается в музыке. Важно и то, что он ливерпулец. Как и я, он вырос на The Beatles.

— Как вы его нашли?

— Мы сделали запрос. У нас было несколько кандидатур продюсеров, с которыми мы были бы рады записать альбом. Двое из них откликнулись. Одним был долгосрочный партнер Дэвида Боуи Тони Висконти, но он как раз работал над новым альбомом Боуи и был очень занят. Вторым человеком, который отозвался, оказался Кен. И он был свободен. Мы обрадовались и начали сотрудничать. Первой песней, которую он сделал нам, была композиция «Oбiими». Нам очень понравилось, и мы продолжили вместе заниматься пластинкой.

— При работе вы сталкивались с подводными камнями?

— Было две сложности. Самой главной стало то, что посредине рабочего процесса над альбомом у нас поменялся гитарист. Нам пришлось разойтись с Петром Чернявским и брать в состав нового человека. Второй было то, что не везде акустические возможности студии позволяли добиться именно того звучания, какое нам было нужно. Поэтому в следующий раз мы будем прежде всего учитывать этот момент, а потом уже закупать оборудование и заниматься более сложными техническими приготовлениями. Может быть, запишемся в Англии...

— «Океан Эльзы» — одна из немногих групп, способная фонтанировать хитами. И половина вещей со свежей пластинки могут уже претендовать на то, чтобы войти в эту обойму. У вас есть какие-то формулы создания хитов, свои хитрости, которые вы используете, когда пишете песню, чтобы она выстрелила?

— Я не задумываюсь об этом. Сейчас я посмотрю в телефон и посчитаю, сколько песен я написал уже с момента выхода «Земли». Смотрите, около 20 за полгода, и это еще не много, я считаю. Из них, я думаю, штук шесть точно куда-то войдут, они стоят того.

— Не бывает творческих кризисов?

— Нет. Все происходит органично. Учитывая, что мы записываем альбом раз в три года, я не вижу проблем с материалом.

— В 2014 году «Океану Эльзы» будет 20 лет. За эти годы вы сталкивались со многими трудностями и непростыми жизненными ситуациями. За счет чего их удалось преодолеть и сделать так, чтобы команда существовала до сих пор?

— Музыка. Я уверен, что она первична. Ты не обманешь людей. Должна быть музыка, и должно быть ее постоянное концертное исполнение. У нас есть еще многое, над чем нужно работать, например, мы точно знаем, что наше концертное исполнение намного сильнее, чем студийное. Это то, что мы будем исправлять в будущем. И нам есть к чему стремиться. Все остальное, кроме самой музыки, конечно, тоже важно — я имею в виду командный дух, менеджмент, упорство. Но все эти вещи находятся на втором месте.

— С чем тогда была связана пауза в жизни группы и ваше заявление о ее роспуске в апреле 2007 года, когда вышел альбом «Мiра»?

— Я никогда не делал таких заявлений. Это одна из легенд, которыми иногда обрастают музыканты и другие публичные люди. Особенно «силен» в этом смысле Интернет: там очень быстро расползаются разные слухи, как правило, не соответствующие действительности. Один человек запускает туда какую-нибудь чушь, и в течение дня ее поддерживают и распространяют по Сети сотни сайтов. А потом приходится доказывать, что ты не слон. Но я к этому отношусь философски.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру