Первыми пострадавшими (помимо и в первую очередь, разумеется, миллионной армии поклонников и слушателей) стала украинская рок-группа «Океан Эльзы». После того как неугомонный депутат Милонов потребовал запретить гастроли команды в России, на прошлой неделе был отменен их концерт в Санкт-Петербурге, о чем «МК» подробно рассказывал. На этой неделе сорвалось и выступление в Красноярске — из-за «аварии на площадке», как утверждают местные власти. Технология, причины и поводы подобного рода «аварий», к сожалению, известны нам давно. Однако, показав инквизиторские «клыки» «Океану» и обвинив лидера группы Святослава Вакарчука в русофобии и фашизме (отсутствующих на самом деле как факт), новоявленный цензор всея Руси вовсе не собирался останавливаться на достигнутом, в чем тоже мало кто сомневался, и, конечно, не ошибся. Внимание переключилось на очередных «врагов русского народа» — украинский коллектив «Бумбокс». «Надо без лишнего пафоса, без лишней косвенной рекламы разворачивать парней на границе с их котомками, с курицей в фольге, с яйцами вареными и отправлять назад без объяснения причин, исходя из национальных интересов страны», — вещал Милонов. Концерт 8 марта в Москве все-таки состоялся, но, естественно, остался осадок и вопрос «что дальше?». Ответ, правда, слишком очевиден — ничего хорошего и, главное, благоразумного.
Менее экзальтированная, чем радикальные ура-патриоты, публика задается вопросом: неужели действительно в наших «национальных интересах» закрыть доступ на территорию «демократической» России «Океану Эльзы», «Бумбоксу» или белорусской панк-рок-группе «Ляпис Трубецкой» (как стало известно накануне) за их гражданскую позицию и политические взгляды? Как далеко можно зайти в таком «нравственном очищении»? И какое это имеет отношение собственно к музыке — ибо по степени пресловутой «благонадежности» песни Вакарчука ничем не экстремальнее, скажем, романтических опусов украинских эстрадных див Ани Лорак или Таисии Повалий, которым пока ни эфиры, ни концерты в России не закрывают, потому как они, к счастью для самих себя, не проявили «политической неблагонадежности». Но надолго ли? Прямо как в глупой детской игре, «кто скажет слово, тот толстая корова»...
«ЗД» связывалась с менеджментом группы «Бумбокс», чтобы подробнее расспросить лидера команды, однако Андрей Хлывнюк был готов разговаривать на любые темы, касающиеся творчества, но только не о событиях в его стране, своей гражданской активности и нападках российского депутата. От подобных комментариев воздерживается до сих пор и Святослав Вакарчук. Они оба полагают, что, во-первых, неразумно доказывать, что ты не верблюд, когда ты не верблюд, а любое вовлечение в этот «абсурдный спор» в нынешней взвинченной ситуации может только «все усугубить». Они еще надеются, возможно, и наивно, на «здравый смысл». Святослав Вакарчук в свое время был депутатом Верховной рады, но еще в декабрьском интервью «МК» накануне последнего аншлагового и блистательного концерта группы в Москве говорил о том, что, приобретя опыт, во-первых, полностью отошел от политических дел. Во-вторых, песни поет вообще о другом — о любви и мире, а в бытность депутатом всегда разграничивал музыкальную и политическую деятельность. Хотя и в политике «быть за Украину» вовсе не означает — «против России». Удивительно, что теперь для многих «возбужденных» это звучит как большое откровение.
Еще больший романтик и мечтатель — Андрей Хлывнюк. «Бумбокс» прославился романтичной песней «Вахтерам» и другими лирическими балладами, а совсем не хлесткими сатирическими или политическими памфлетами. Хотя на выступлении в столице артист и не говорил об инциденте напрямую, в его обращениях к поклонникам была и благодарность им за поддержку, и переживания по поводу всего происходящего. «Здравствуйте, братья и сестры, — сказал музыкант, выйдя на сцену, — спасибо за то, что пришли. Я произношу эти слова всегда, но сегодня они особенно актуальны». Актуальны, как и песенная фраза: «Подброшена теперь в воздух наша монета: орел или решка?», предложение «искать себя и друг друга» и сантименты о том, что «мы просто родные люди». Андрей поздравил зрителей «не только с Международным женским днем, а с праздником весны, мира и взаимопонимания». Хотя в сложившейся обстановке выступление и походило чем-то на пир во время чумы, музыканты старались сделать все, чтобы поклонники остались довольны и счастливы, одарив их, пожалуй, всеми своими главными хитами — «Вахтерам», «Та что», «Квiтти в волоссi» (саундтрек к кинофильму «Оранжевая любовь»), «Пошла вон» и другими старыми-новыми опусами.
За почти 10 лет «Бумбокс» заметно окрепли и музыкально возмужали. С годами стали увереннее и жестче: теперь в их звуковом миксе из рока, регги, джаза, хип-хопа и соула явно превалирует роковая составляющая. В сочетании с витиеватыми и часто нежными вокальными партиями солиста создается оригинальный и сочный сплав. Музыка, к счастью, помогала забыть на время и о тотальном страхе, и об общей тяжелой атмосфере, и о тревожном ощущении неизвестности, хотя слова и паузы Андрея Хлывнюка во время выступления были многозначительными.
* * *
Абсурд абсурдом, но если происходящее и вызывает смех, то сквозь очень горькие слезы. Забрало уже упало: и депутат питерского Законодательного собрания, и другие политические деятели, кажется, готовы рубить головы с плеч, руководствуясь исключительно логикой взбалмошной королевы из «Алисы в Стране чудес». Увы, в этом случае сказка, становящаяся былью, — не чудо, а горе, и тренд «Назад в будущее» явно ведет не к светлым, а мрачным перспективам. Глупость воспроизводит саму себя, а в обстановке провоцируемой вражды вырождается в неконтролируемую никаким здравым смыслом ненависть, когда уже трудно разобрать, где правые и виноватые. Пока у нас борются с «неблагонадежными» украинскими рок-группами и белорусскими панками, в Киеве отменили концерт пианиста Дениса Мацуева. Началось? Кто на очереди — те самые Ани Лорак и Таисия Повалий? Или «ВИА Гра»? Или Филипп Киркоров и Сергей Лазарев, а дальше — по списку? Ибо не только Россия — большой рынок для украинских артистов, но и Украина — любимая дестинация в турах российских поп- и рок-музыкантов. И не только музыкантов. Не говоря уже о массе совместных проектов и чисто технологической логистике, в которой Москва и Киев стали практически единой производственной площадкой общего шоу-бизнеса.
Лучом света во все более темнеющем царстве остается пока поддержка, которую музыканты оказывают друг другу. После отмены питерского концерта «Океана Эльзы» Земфира выложила у себя на сайте одну из песен команды, те же «Ляписы» высказывались в поддержку украинских коллег по сцене. Явно против «течения» высказались Андрей Макаревич, Вячеслав Бутусов, Юрий Шевчук. Даже всегда отстраненный от суеты сует гуру Борис Гребенщиков записал и выложил в Сети пронзительную и взволнованную песню «Любовь во время войны» на злобу дня. Удивительно, что практически в этом же составе они были «совестью нации» и 30 лет назад, когда в стране не было никакой другой правды, кроме газеты «Правда» и государственной программы «Время». Неужели и они теперь — следующие в очереди на «патриотическую» порку от Милонова…