К примеру, победители прошлогодней акции — сибирское панк-трио Jack Wood — феерически выступило на крупнейших летних фестивалях, начиная от «Степного волка» и «Стереолета» и заканчивая многотысячным «Пикником», а их дебютный альбом был отмечен практически всеми профильными изданиями.
Конечно, сложно за один вечер получить пресловутые уорхоловские «15 минут славы», но «индюшачий» урожай 2013 года дает основания полагать, что появилось сразу несколько ярких и заслуживающих внимания рок-групп. На этой неделе заполненный под завязку клуб «16 тонн» являлся стартовой площадкой для доброго десятка очередных находок г-на Кушнира. Поблескивая стеклами очков, сквозь дым дорогих сигарет внимательно наблюдали за «темными лошадками» русского рока представители телеканалов и радиостанций, а также лазутчики фестивалей «Нашествие», «Воздух» и «Максидром». И что они в итоге увидели?
Сенсации начались практически сразу, когда на сцену вышли два босоногих воронежских подростка с измазанными мелом лицами. Один из них играл на акустической гитаре, второй — на аккордеоне, при этом неторопливо обнажаясь. Воронежский дуэт «Банана-Бис» исполнял гибрид тюремно-алкогольных песен в духе Тома Уэйтса и хедлайнеров радио шансона, орал истошными голосами о нелегкой судьбе тинейджеров из Нечерноземья, крутил гимнастические обручи, летал в зал и обратно вопреки закону всемирного тяготения. Кульминацией разгульного «шапито-шоу» стала баллада «Нина» — истошный крик половозрелого юноши призывного возраста о неразделенной любви к женщинам и алкоголю, с еле заметными отсылками к Сэлинджеру и Леннону. Припев «Нины» подпевал хором весь зал, а итог — победа в номинации «Лучшая песня фестиваля».
Вслед за небесталанными воронежскими беспризорниками на сцену вышел грузинско-украинский дуэт Asea Sool, исполнявший нечто невиданное для столичных рок-гурманов. Темноволосая певица и поэтесса Атина Корнелиус держала на барабанах варварский маршевый ритм и пела на разных языках нечто неуловимо языческое, как будто Джанис Джоплин накануне Вудстока выдали славянский паспорт. Ее брат Бек Бенсон, известный по харьковской группе SunSay, своей элегантной гитарой уводил мелодии американского дельта-блюза в сторону черного фанка, британского рок-н-ролла и грузинского фолк-рока. Высочайший профессионализм, нервный ритм и самобытность стилистических поисков Asea Sool получил «Специальный приз жюри», давая основание полагать, что об этой группе услышат скоро не только зрители «Индюшат».
Но настоящие сюрпризы ожидали публику на второй день фестиваля. «В бой идут одни «старики» — название этого старинного советского кинофильма вспомнилось в тот самый момент, когда на сцене появился Ça Va Bien, казанский герлз-бэнд с крохотным мальчиком-гитаристом, возраст участников которого не превышает 14—15 лет. Сразу возникло ощущение, что победа группы в интернет-голосовании «Индюшат» не случайна, и сейчас что-то будет. Так и случилось. Несмотря на юный возраст, лидер группы — размахивающая огромной бас-гитарой вокалистка Сафия Яруллина — настоящая юная богиня и «ходячий эротический соблазн». На нее с комсомольским энтузиазмом реагировали представители обоих полов, а также участницы группы «Ранетки», оказавшиеся в зале. Плотный трехаккордный рок, свежесть, чувственный англоязычный вокал и невиданная сыгранность сложились в идеальный пазл — безусловно, самое яркое выступление фестиваля. Под финальный хит «Understand You» зал ходил волнами, как на картинах художника Айвазовского, не отрывая восхищенных взглядов от казанских рок-героинь. «Они отчаянно рвались на фестиваль и больше других хотели выиграть, они этого и добились», — прокомментировал Александр Кушнир «Гран-при», завоеванный группой Ça Va Bien.
Молодая узбекистанская команда All Tomorrow’s Parties, название которой повторяет одноименную композицию группы The Velvet Underground, не так давно переехала из Ташкента в Москву, и, судя по всему, на удивление, вовремя. Четверо парней играют гаражный американский рок с лютой животной энергетикой, исполняя песни про клептоманию и упрямых несговорчивых телок. Явно будущие фавориты «Солянки» и прочих хипстерских фестивалей собрали под сценой толпу визжащих красоток, и, похоже, это только начало их восхождения. «Приз зрительских симпатий» — своеобразный аванс безусловно перспективному рок-квартету.
«Конец — делу венец» — гласит старинная русская пословица. В финале «Индюшат-2013» на сцену вышла банда фриков, этаких украинских Бэтменов. Назывались они «Ласковые Усы», и это была истинная правда. Пятеро парней в масках и цветных костюмах супергероев начали выступление кличем «СуперСила!». Басист в светодиодных очках аквалангиста, вокалист с красными крыльями от самолета «МиГ» за спиной, клавишник в образе сумасшедшего изобретателя, весь концерт сохранявший бесстрастное лицо на контрасте с рубившимися коллегами... Если бы существовал приз «за лучшее инженерное решение», то клавиши на кронштейне, крепящиеся к телу, без сомнений, получили бы главную премию. Да и награда за самое большое количество фотографий со зрителями также ушла бы к «Ласковым Усам». Если бы во время сета один из участников взмыл над залом при помощи портативного ракетного двигателя, вряд ли кто-либо удивился. Такого маски-шоу на «Индюшатах» еще не было, и по совокупности признаков жюри присудило киевлянам победу в номинации «Лучшее концертное шоу».
«Я скорее поклонник не системного бизнес-мышления, а рок-н-ролльного слогана «Здесь и сейчас!», — подвел итоги фестивального марафона Александр Кушнир. — Мы помогаем молодым группам в момент их творческого становления, они получают необходимый опыт и летят по жизни дальше. А мы начинаем поиск новых Radiohead и Сat Powers. И так продолжается из года в год на протяжении многих лет. А кто-то еще утверждает, что вечного двигателя не существует!»
Иван ФАНАТОВ.