Тем временем по эфирным FM-волнам сперва Северной столицы, а потом и дальше, не без труда, но понеслись сезонные блокбастеры, перетасовавшие списки радиочартов и «столов заказов», — «Звон» от ЮрКисса, «Мама» и «Свеча» от «старорежимных» «Землян». Парадокс, однако, в том, что столь разноформатные вирши вышли из-под одного пера — фронтмена «Бойкота» Никиты Балакшина, амплуа которого в рамках родного коллектива кардинально отличается от содеянного «на стороне». Музыкальный «теремок» их коалиции, в которой соседствуют и поп, и рок, и даже электро-дэнс, напрочь лишен привычных жанровых войн, баталий и разборок на тему, «кто отстой, а кто крутой». Крутизна в их понимании имеет только один критерий — качество, а стиль — вопрос вкуса и пристрастий. Продолжая осмысливать итоги года, «ЗД» решила ближе рассмотреть возмутителей радиоспокойствия.
Мальчик с пальчик, или мужичок с ноготок
«Маленький принц» музыкальной сказки — 14-летний ЮрКисс, который исполняет танцевальный поп с неприличными текстами и академическими гармониями, вошел в явное противоречие с доминирующими на здешней музыкальной ниве трендами поп-пластиковой кукольности имени Джастина Бибера, с одной стороны, и хип-хоперской интервенции — с другой.
Начинающий поп-стар мечтает о большом будущем, вышел на сцену недавно и уже подготовил первое видео, которое скоро увидит свет. Сияет ЮрКисс пока радостно и беспечно, видимо, еще не столкнувшись с подлинными реалиями шоу-бизнеса. Вид редкий, встречающийся в музыкальной саванне не часто — эстрадник-идеалист, не попавший пока под влияние пресловутой творческой хандры Северной Пальмиры, верит, что мир спасет радость, которая только и должна быть в музыке. Наверное, поэтому о смысле своих слов он не переживает, игриво запевая: «Девчонки любят звон, и если он стоит… в твоих ушах тот сладкий звон, то значит, в жизни все кипит».
Из-за этого «стоит» пришлось нахлебаться горя с редакторами радиостанций, напуганных последними законами разбушевавшейся «госдуры», но в питерской радиоротации песня с безобидным названием «Звон» и двусмысленным текстом все-таки почти прорвалась в хиты, давая повод музыкально озабоченной общественности обсуждать творческую потенцию и потенциал «сладкого звона» перспективного новичка. Столичные радийщики пока разводят руками и не понимают, под какой формат определить всю эту «радость»: на шаблонный поп музыка не похожа, на r’n’b и отечественный хип-хоп — тоже. Модные шаблоны ЮрКисс не признает как философскую идею, его философия — проверенные классические основы, дополненные новыми аранжировками. Его союзником и соавтором как раз и выступает столь парадоксальным образом фронтмен «Бойкота» Никита Балакшин, поющий и играющий совсем не поп, а брутально-авангардный прогрессивный рок.
Человек-оркестр
Никита не сразу стал вокалистом «Бойкота»: он пришел в команду несколько лет назад, а существует она с 2003 года. Музыка стилистически менялась, сейчас звучит воинственно, но задорно, как и подобает российскому прогрессивному гитарному року с классическими зарубежными корнями. На вопрос «почему вдруг ты решил написать музыку для «попсового» ЮрКисса?» Никита отшучивается: «Каюсь! Был грешок!», но вполне серьезно продолжает:
— Мне интересно работать в разных стилях. В детстве я даже писал вместе с отцом музыку для «Театра балета им. Якобсона». Если мне ставят интересную задачу, я с удовольствием ее выполняю, мне хватает вдохновения. Юра — талантливый парень, и мне было приятно с ним поработать. Тем более для него я писал музыку в стиле Карлоса Сантаны, это тоже очень мое. Играем мы одно, а слушаем часто другое!
— Но в том, какие вещи исполнять самим, сомнений не было?
— Естественно, нет! Мы любим тяжелую гитарную музыку, и наше желание играть ее удачно совпало с обстоятельствами. Сработала тема времени и места, и все пошло по накатанной.
— Но все-таки гитарный прогрессивный рок — жанр преимущественно зарубежный. Тебя не смущает, как звучат в его контексте русскоязычные тексты?
— Внутри меня все это удачно сочетается. Все зависит от того, как это исполнять. Многие вещи я пишу сам и делаю их максимально органичными для себя и, как мне кажется, для наших слушателей. И потом мы всегда стремились развлекать публику, поэтому в основном все песни у нас веселые. Главное — звуковая составляющая.
— А как же «Бойкот» — название подразумевает смысл?
— Название досталось нам в наследство. Несмотря на его эмоциональную окраску, мы не протестуем ни против чего. Я считаю, настоящий бойкот в музыке — явление второстепенное, необязательное. Я вырос на группе AC/DC, которая никогда не была протестной, зато в ее творчестве всегда было безудержное веселье. Мы хотим передать такие же ощущения.
— Насколько этот жанр востребован в России?
— О вкусах не спорят, они разные априори. Конечно, у нас в стране традиционно любят шансон и треш-эстраду, но есть молодежь, которая слушает качественную музыку. Люди устали от попсы, от неживой электронной музыки, хотя и в этом жанре есть достойные представители. Люди хотят чего-то нового. С другой стороны, все новое — это хорошо забытое старое, ведь прогрессивный гитарный рок достаточно древнее направление. Просто, опираясь на мощную основу, созданную десятилетия назад, оно освежается, обогащается новым звучанием...
* * *
Тема забытого и незабытого старого для «Бойкота» особенно актуальна в сравнении с Limp Bizkit или Papa Roach, сходство с которыми этим питерским ребятам часто приписывают. До лавров заграничных гигантов большой альтернативы участникам «Бойкота», конечно, еще далеко, они и не зазнаются: «Мне очень приятно, что нас сравнивают с этими командами, потому что они занимают не последнее место в мировом шоу-бизнесе, — признается Никита, — но нам еще нужно долго работать над собой, чтобы встать с ними на один уровень». О популярности солист «Бойкота» рассуждает философски: «Я верю, что все получится. Тем более сегодня у нас и так не самый плохой период. Были времена творческого застоя, когда мы почти два года не играли ничего и не появлялись нигде, но сейчас они прошли, мы движемся вперед. Скоро порадуем поклонников новой пластинкой, над которой работали почти полгода».
Несмотря на уверенность в себе и широкое поле деятельности, Никита стесняется одного — отсутствия музыкального образования: «Мне и правда стыдно об этом говорить. Так сложилось, что я не получил его. Если бы я учился, возможно, многие вещи удавались бы мне по-другому, поэтому, если сейчас это интервью читают начинающие музыканты, я советую им обязательно выучиться. Это очень важно!»