— Конечно, я использовал личные мотивы, — с ходу заявил мне Александр Стефанович. — Главный герой — молодой режиссер, который приходит на студию. Мы даже посадили героя в кабинет на «Мосфильме», где я работал в 70-е годы. С одной стороны, это кино про эпоху. Хотя мои актеры говорят: «Про эпоху играть нельзя, только про любовь». Наш герой — ловелас, поклонник женской красоты.
— И женщина, которая поет, — главная любовь его жизни?
— Нет, Галла, скажем так, одна из трех. Фильм начинается с обращения режиссера к зрителям. Он предупреждает, что все персонажи вымышленные, что сходство с реальными прототипами случайно, но автор приносит благодарность тем, кто захочет себя узнать, и приносит свои извинения тем, кто посчитает, что эти герои не имеют к ним никакого отношения. Убеленный сединами режиссер едет со своей юной возлюбленной в Париж через всю Европу на машине. И по дороге я объясняю ей, как устроен шоу-бизнес и что нужно сделать, чтобы пробиться.
— Вы играете самого себя?
— Я написал эту роль для Безрукова, которого обожаю. Но он в этот момент получил театр и не смог. Продюсеры приняли решение, чтобы снимался я. Я долго отнекивался. Посмотрел на себя в зеркало и понял, что мое лицо не соответствует тому персонажу, которого я себе представляю. И я по собственной инициативе лег под нож пластического хирурга во Франции, а потом похудел на 14 килограммов.
— А кого вы везете в Париж?
— У меня потрясающая партнерша — Аглая Шиловская. Я сделал ее фотографии и на компьютере сжал, отчего она стала еще красивее. И я сказал ей, что она должна похудеть до 50 килограмм. Она написала в моей знаменитой записной книжке расписку: «Обещаю к 27 сентября весить 50 кг. И если к этому дню я буду весить больше, то буду во всем виновата сама. И режиссер Стефанович будет иметь право не брать меня с собой в Париж и не кормить там в ресторане». У меня есть такая книжка, где Пугачева кровью расписывалась.
— Прямо кровью?
— Она порезала палец, выдавила кровь и расписалась: «Это кровь Аллы Пугачевой. Определите на досуге мою группу, потому что петь — это мое кровное дело». Соня Ротару отрезала ноготь со своего мизинца и вклеила его туда. Костя Эрнст прядь своих волос вклеил туда же. Макаревич записал посвященное мне стихотворение: «Скажи, мой друг, зачем мы так беспечны…» Мне там Иосиф Бродский писал, Георгий Товстоногов, Анатолий Папанов, Ролан Быков. А с Аллой мы сидели в ресторане, когда она это сделала. Я подумал, что это руководство к действию. В общем, с этого момента мы стали встречаться и жить вместе…
— Подождите, все-таки фильм про Аллу Пугачеву или нет?
— Я тут прочитал где-то, что уговорил Аллу Борисовну сниматься в современной части картины и она для этого сделала в Израиле в клинике омолаживающую операцию. Я хохотал. Я даже не знаю, в курсе ли она этого. Вернемся к съемкам. Вдова Леонида Дербенева пустила нас в свою квартиру. Много всего там было: и наше знакомство с Аллой, и какие-то наши разборки с ней… Но все-таки жанр нашей картины не биографический, это фильм об эпохе с большим количеством хроники, которая идет параллельно — съезды партии, БАМ, перекрытие Енисея. Много персонажей исторических, которых легко узнать.
— София Ротару, Джо Дассен, Вячеслав Зайцев, Андрей Макаревич, Сергей Бондарчук, Сергей Михалков…
— Да. Карен Шахназаров — молодой режиссер, подающий большие надежды. Его играет очень похожий на него актер. Когда я показал Карену фото, он смеялся до слез, как похож. Леонид Дербенев под своим именем тоже будет. Но есть у нас и человек, похожий, например, на Савву Кулиша, но под другим именем. Много персонажей под похожими именами.
— А песни в исполнении Аллы Борисовны мы услышим?
— У Павла Лунгина в картине «Луна-парк» есть персонаж — Композитор всех советских песен, которого Олег Борисов играет. Песни Тухманова, Пахмутовой, Богословского, Дунаевского — все вроде сочинил он. В нашем фильме происходит примерно то же самое. Главная героиня Галла поет песни, которые исполнялись разными певицами. Причем актриса поет их частично сама. Мы ее долго искали — пересмотрели 500 кандидатур! Звучат и песни 70-х годов в оригинальном исполнении знаменитых артистов. Точнее, к сожалению, сказать не могу. Да, в том числе и в современной аранжировке. Композитор фильма Александр Зацепин.
«Кураж» — с 14 апреля на Первом канале.