Итак, он, она и невидимая миру корреспондентка канала «Россия». Репортерша порядком взбудоражена, хоть и за кадром, ее голос иногда даже дрожит. Он держится солидно, взгляд с поволокой. Переживает. Она — вообще прекрасна. И выглядит замечательно. У людей реальная драма (а развод это всегда драма, даже с последующим освобождением), а ты сидишь, будто в первом ряду партера, морщишь лобик: «Что-то герой у нас запинаешься… Герой, соберитесь, наконец! Героиня, встаньте поближе к герою. Ну, кивайте, кивайте! И не надо этого недоумения в глазах, сейчас оно ни к чему».
Мои циничные коллеги, как Станиславский, кричат: не верю! А я разомлел, Путин мне стал даже как-то ближе, человечнее. Хотя все это постановка, конечно. Не знаю, была ли репетиция и кто вообще тут режиссер, но ваш наивный телекритик поддался таки на кремлевскую пропаганду и был таков.
Это такое личное, но нам показали во всех возможных новостях. Так что судачить имеем право. Но неловко как-то: все же президент. Он и Людмила Александровна сказали, продемонстрировали лишь то, что хотели. Все, дальше опять началась тайна.
Одни жалеют, другие хохочут. Он еще бы пошел в «Я подаю на развод» (есть такая передача), а потом в «Давай поженимся!». Абсолютно телевизионный формат.
Мы никого не жалеем в их публичном раздевании. Наоборот, кричим, как ненасытная сексуальная маньячка: еще! еще!! Но про президента почему-то не хочется. Почему? Он же показал нам, что такой, как все, просто человек. Но неловко как-то и даже… Страшно!
Одну газету даже закрыли однажды, когда она осмелилась… Не будем о грустном. Но это дело прошлое, а сейчас Общественное телевидение России по такому поводу устроило себе первый хороший скандал. Программа «Социальная сеть» решила выставить фотографию ВВП на сайт знакомств. В качестве стеба. Не дали. Теперь журналисты с криком увольняются.
Но это ладно, Общественное ТВ, читай, государственное. Кто девушку ужинает… Тут канал «Дождь» отличился. Передача «Господин хороший», и первый сюжет ее со стихами про путинский развод, само собой. Вот они его заявили, и вдруг бац… и вторая смена. Не было этого сюжета! Как и стихов. На этом месте вдруг пошла реклама, анонсы. А что, эфирный сбой, помехи «за территорией Советского Союза». Неужели тоже испугались?
Про президента страшно, он ведь у нас один такой, особенный. Зато остальной 140-миллионный народ РФ так и лезет в телевизор, чтобы саморазоблачиться. Выложить про себя всю правду. Раскрыть тайну собственной переписки. У нас ведь нет секретов от коллектива, правда?
Как бы пуританское советское общество только и ждало момента, чтобы оголиться до полной задницы. В духовном смысле. Теперь в нашем б/у СССР есть не только секс, но и вся остальная, так дорогая свободному миру моральная обнажена. Телевизор-таки сделал нас частью Европы, чтобы не сказать в рифму.
Нет никакой частной жизни, приказывает телевизор, и быть не может. Никакого прайвеси! Последние 20 лет наш голубой экран работает по законам всемирного тяготения. Бывшие скромняги ринулись в ящик за милую душу, чтобы снять с себя последнее грязное белье и получить свою минуту славы. У нас теперь самое свободное ТВ в этом смысле. Расскажи о себе все, ничего не утаивай, не смей! А лучше покажи. Все, что за душой, хотя там полная пустота «Разденься, выйди на улицу голой…» Расскажи о всех своих мужьях и женах, любовниках и любовницах.
Ты еще не гей? Придумай, скажи что гей, это хорошо продается. Предъяви своего друга, лучше двух. И «пусть говорят», «говорят и показывают» в «прямом эфире». «Ты не поверишь?!» Как миленький! Потому что это тренд. Человеческое любопытство, как и глупость дает самые высокие рейтинги. В любом ТВ мира.
Нам велели быть честными, теперь мы знаем про всех все. Про всех, кроме собственного президента. Он диетической ложечкой скормил нам сенсацию из собственной жизни и опять закрылся. Ну и не надо лезть к нему с общими мерками, он же не Киркоров какой-нибудь, не Алла Борисовна. Вам разрешили узнать чуть-чуть и все, хватит. Не суйте свой длинный нос. Иначе его так оторвут, чтобы там вообще ничего не выросло.
День независимости
«С праздником!» — поздравил я по телефону ближайшую родственницу, сестру любимой тещи. «С каким?» — тут же парировала она. «С Днем России». — «А-а, с этим. Ну да, выходной, спасибо». А вы поняли, что это было, с чего гуляли-то? Ну то-то.
В 90-м на Съезде народных депутатов РСФСР, республики в составе Союза, 12 июня приняли декларацию о суверенитете. Это коллективное помешательство было, понятно? Но время такое, отъехали от большой страны ради собственной власти, и день этого раскола сделали национальным праздником.
Его еще называли День независимости. Независимости от кого? Почему? Для чего? Народ плакал и смеялся, а еще сильно негодовал при этом.
Теперь — День России. Обломок справляет день рождения, ура! 7 ноября все было понятно. Пусть врали, интерпретировали, но ведь революция, о которой так долго говорили большевики, свершилась! Кровавая, конечно, по своим последствиям, убийственная, но так начиналась эпоха.
А сейчас? Все тихо, спокойно… Праздник. Выходной. И взоры опять обращены к ящику: может, хоть он объяснит, что мы празднуем?
Вот вам Первый. С утра пораньше «Кубанские казаки». Ну да, сталинизм в собственном соку, последствия коллективизации. В кино все есть, столы ломятся, колхозники не успевают за щеку арбузы закладывать, а в жизни голодуха, шаром покати. Знаем, читали. Но это наша история, сынок.
«Они сражались за Родину!» Ну да, война, Победа. И это пережил наш героический народ.
«Весна на Заречной улице» — уже оттепель, и Рыбников такой молодой и красивый. Герой поколения.
Вдруг «Орда», совсем недавний фильм режиссера Прошкина, лауреат премии «Ника». Монголо-татары на Руси. И это тоже было.
Наконец, «Офицеры», гордость наша. Есть такая профессия — родину защищать.
И после концерт «Любэ», любимой группы нашего первого человека.
Вот и все смыслы. Нам хотят сказать посредством ТВ, что сегодняшняя Россия — не пальцем сделанная. Наоборот, наследница великих и страшных времен, наследница по прямой. Но не верится как-то. Потому что бывали хуже времена, но не было подлей.
Обычный лишний выходной. Без пафоса, без смысла. Без своей культуры по большому счету. Ведь она вся там, в прошлом. Зато отдохнули, расслабились. И теперь с новыми силами все как один пойдем строить новую великую Россию.
Вечерний Юрский
Есть передачи, к которым ты привыкаешь. И ничего нового уже от них не ждешь. Да, знаешь, что ведут их качественные люди, профессионалы. Которые ниже своей высокой планочки почти никогда не опустятся. Но тут оказалось, что ведущие — это совсем не главное. Главное — гости.
Недавно к Ивану Урганту пришел Сергей Юрский. И не было больше Урганта. Он ушел в тень, сдулся, наблюдая из своего «уголка» за Большим Артистом. Причем делал это с несравненным удовольствием.
А артист солировал. Прочитал Пушкина для начала. Зал затих, когда он «вышел на подмостки». И Ургант затих. Это было просвещение вместе с высоким искусством в одном флаконе. Дальше Юрский вспоминал Иванову бабушку, как он с ней играл. Какая она красивая, и вообще мастерица. А потом спел, зачитал Марка Шагала (новый спектакль именно о нем) в стиле рэп.
Возможно, большинство зрителей, совсем молодых, никогда не слышали этих стихов и даже не знали, кто такой Шагал. Но Юрский популярно, в два притопа, гениально им все объяснил. Теперь будут знать! И программа в этот вечер сама собой переименовалась в «Вечерний Юрский».
А к Владимиру Познеру пришел Юрий Любимов, Юрий Петрович. Эффект ровно тот же. Познер, которому в следующем году будет 80, смотрел, слушал Любимова, словно мальчишка. Впрочем, по возрасту он как раз подходит.
Юрий Петрович порой не отвечал на вопросы прямо, думал и говорил что-то свое. Вещал, как Ванга, любое слово которой нужно было ловить, расшифровывать. Просто Любимов так мыслит, он всегда где-то в параллельном мире. Совсем не линейном, а где есть четвертое и, может быть, пятое измерение.
За такой скоростью ума и таланта никто не угонится, даже Познер. Вообще никто.
Такое вот явление Любимова народу.