Нет, ее не посадили на главные места, побрезговали, наверное. Пристроили чуть в отдалении, среди зрителей. Среди народа. Женщина в черном.
А тема была святая — Великая Отечественная война, память о ней, поругание этой памяти. Фильм Мамонтова очень искренний, точный. Потом все его хвалили за это: какой, мол, молодец. Действительно, все показал: и как боевыми наградами сейчас торгуют, и как дети малые кувыркаются у Вечного огня, и как живут семьи ушедших уже героев. Но кино закончилось, надо было это обсуждать…
И вот здесь получился провал, полный провал. Куда-то делась мамонтовская искренность, известные всей стране люди выходили по одному в центр студии и пиарились. Хотели показать, как Родину любят, как им за нее больно. Почти все сыграли роль, не только артисты. Единственный, кто был настоящим — Андрей Максимов, но это и все, пожалуй. А в конце Аркадий Мамонтов, сбиваясь, без всякого выражения, процитировал Пушкина и был таков. Передача закончилась и ничего не произошло.
Почему? Потому что не искали врагов народа. Аркадий Мамонтов только тогда делает свои передачи с полной отдачей, когда перед ним стоит злобный и хитрый противник. Он разоблачает его со всем мастерством, присущим советскому пропагандисту, гости подыгрывают ему, он - им, и сразу море откликов в СМИ.
Но здесь, очевидно, решили: хватит, надо просто высказаться по теме, без врагов-либералов, ведь сколько можно напрягать общественность. И Мамонтов сразу сдулся.
Но была там одна фишка — г-жа Скойбеда. Может ради нее и затевалась вся передача? Она повторялась, вяло извинялась, но все-таки процитировала письма почитателей: «Держись, девочка, мы за тебя!» Она говорила, что выступает против очернения великой Победы. Она просто оговорилась… Ну да, «порвем на абажуры» — какая мелкая оплошность. На защиту от хулителей итогов великой войны она призвала нацистов. Делов-то!
Вот уж бенефис дня! Как это «Россия», самый антитоталитарный канал страны, антисталинский, удосужился иметь у себя в эфире эту… Однако, в таком случае, мы здесь обязаны вспомнить об Иване Урганте. Его и Александра Адабашьяна шуточки по поводу рубки комиссарами местного населения (ну прямо, как салат шинкуют!) взорвали тогда всю Украину. А мы снисходительно гладили Ваню по голове: «Ну с кем не бывает?» Ведь даже у очень остроумного человека может быть приступ острой глупости. Понимали: это неудачная хохма была, вот и все.
А чего не понимали? Может украинцев, ведь Украина не Россия, и что нам тогда до них. Не скрою, сильно симпатизирую Ивану. Когда Скойбеда написала про абажуры, тут же назвал ее нацистской, требовал объявить бойкот. Может потому, что я — еврей и мне больно? Но украинцам тогда тоже было больно. Как отделить дурную оговорку от обыкновенного фашизма? И есть ли эта грань? Иван Ургант до сих пор ведет все свои передачи и, слава богу, а Скойбеду, я считаю, нужно отлучить от журналистики. Опять ловлю себя на противоречии и не знаю, что с этим делать. Но вот еще пример. С некоторых пор практически на всех наших ТВ-каналах и в радиоформатах стал появляться некий писатель Никонов. А прославился он тем, что написал: неизлечимо больных детей нужно уничтожать в зародыше. И тоже стал героем! Им тоже не брезгуют, он в тренде. Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, приглашая этого… в свой эфир сказал, что Никонов своей позицией лишь заостряет тему до общегосударственной важности. Он тоже не побрезговал. Но с такой логикой можно было на все передачи приглашать и Чикатило, вот бы серьезный спор получился. И с какими рейтингами!
Но жизнь продолжается. А что наша жизнь? «Кабаре». Этот фильм наконец-то показали на одном из наших каналов в День Победы 9 Мая. Нам очень весело, по телику опять разыгрывают большой куш, всюду поют и танцуют. Мы занимаемся любовью, упаковываемся в хороших супермаркетах. Кабаре! Но где-то пока еще невидимые миру нацики уже кого-то избили. Или убили? А мы и не заметили, какая разница, ведь жизнь так прекрасна. А потом ангелоподобный мальчик ласково и нежно споет патриотическую песню. Только вдруг голос его окрепнет, огрубеет, и мы увидим нацистскую свастику на его рукаве. И в секунду встанут в один ряд душки-пенсионеры, хорошие обыватели и вот такие миловидные девушки с абажурами в голове. Встанут, распластав руку в известном приветствии, а лица их покроются священным патриотическим трепетом.
Если нельзя сравнивать СМЕРШ и СС, то Веймарскую республику и нынешнюю РФ можно? Не обидитесь? Ну да, как сказал бравый немецкий генерал из «Семнадцати мгновений весны» в беседе со Штирлицем: «Чем больше мы имеем свобод, тем скорее нам хочется СС». Или опять сравнение неуместно?