Так что от года к году, от спектакля к спектаклю ТМ мало-помалу обрастает и своей аурой, и своей публикой, и... своим репертуаром, в котором зритель очень даже начинает разбираться, сравнивая, скажем, Леонидова и Кортнева, играющих в очередь колоритного бухгалтера Филиппа Степановича в «Растратчиках»... А что до новых проектов — это вообще бомбы.
— Во-первых, в декабре стартует новогодняя «Планета кукол» — не странно ль для Театра мюзикла?
— К нам пришел Аркадий Ковтун — человек, который создал замечательный коллектив ростовых кукол, — рассказывает Швыдкой «МК», — он чудесный выдумщик. Его куклы объездили много стран (например, в Париже на Рождество часто играли), и мы подумали — почему бы их спектакль не адаптировать под наш зал на Новый год? Однако из этого вырисовывается более глобальная идея: разве не интересно поставить у себя целиком кукольный мюзикл? Мне кажется, можно попробовать.
— А то для многих мюзикл — очень конкретный тип музыкального искусства...
— Я с этим не согласен. Мюзикл — это любой музыкальный спектакль, мы широко ориентируемся, тем более детского спектакля нам как раз не хватает. Так что с Ковтуном, надеюсь, срастется и на будущий год мы поставим нечто совсем новое...
— Но вы же, к слову о детском, запускаете работу над «Золушкой»?
— Вышло так, что когда мы окончательно все взвесили, проанализировав и пьесу, и музыку, то решили изменить официальное название с просто «Золушки» на «Золушку. 16+». Хотя на нее мы будем пускать детишек начиная с 12: 12-летние девочки почему-то очень хотят быть 16-летними, казаться взрослее...
— Творческий коллектив «Золушки» определился?
— Конечно: автор пьесы в стихах Дмитрий Быков, композитор Раймонд Паулс, режиссер Дмитрий Астрахан. Все уже, в сущности, написано; режиссер любит авторов, и после Нового года начнется активный репетиционный процесс. Уверен, нас ждет удача. Хотя, повторяю, спектакль получился взрослее, чем ожидалось.
— Как повезло, что Раймонду Паулсу оказалась близка эта тема...
— Когда я позвонил ему летом, он стал мне говорить, что «ему много лет, он устал и ничего вообще не хочется». Но ровно через полтора-два месяца, уже в конце августа, Раймонд наиграл мне практически весь первый акт, сделанный вчерне. Услышав музыку, скажу честно, я пришел в восторг. Чуть позже мы поехали к Паулсу вместе с нашим хормейстером-постановщиком Татьяной Солнышкиной и главным дирижером Сергеем Иньковым: к тому времени Раймонд вместе со своими друзьями уже записал на студии 20 номеров. И как мы все, услышав это, обрадовались! Это свежая музыка, абсолютно живая, стилистически угадывающая мелодику 30-х годов, этакая добрая мюзикльность, как из «Белоснежки и семи гномов», но с — одновременно — современными ритмами; в общем, соответствующая стихам Быкова. Ведь не все же композиторы способны уловить стиль новой поэзии. Раймонд уловил.
— То есть с точки зрения музыкальной «Золушка» на 90% готова?
— Я бы сказал, да. В идеале планируем выпустить ее в мае — начале июня. Такая, знаете ли, очень современная «Золушка», она и заканчиваться-то будет по-другому. 20 декабря снова едем к Паулсу в гости, будем уже работать над аранжировками. Я мечтаю вытащить Раймонда на читку пьесы и заодно очень попрошу, чтобы он сделал концерт у нас, в ТМ. Мы вообще хотим ввести в моду этакие эксклюзивные концерты — раз в месяц что-то совершенно неожиданное...
— Идущая небольшими блоками «Жизнь прекрасна» — это, в общем, такой же эксклюзив: шутка ли — Полад Бюль Бюль оглы поет!
— А мне очень важно, чтобы зрители получали добрый заряд энергии от артистов, которых они очень любят. Ведь... осталось очень мало народу. Когда я начинаю думать «а кто остался?», делается очень грустно — много ли фигур уровня Паулса, Гладкова, Полада Бюль Бюль оглы?... Иных уж нет, иные вышли в тираж. Так что новогодний блок «Жизни прекрасной» мы постараемся разукрасить разными лицами, которые, может, и нечасто попадают на телеэкраны, но любимы по-прежнему, как некие легенды, образчики хорошего вкуса.
— Но имен вы не называете?
— Нет, это станет для всех сюрпризом. Но продолжая разговор о премьерах: поскольку канадская цирковая команда «Семь пальцев» выступила у нас очень успешно, мы решили, что они нам приносят удачу, и на следующий сезон пригласим их обязательно: как раз скоро едем смотреть их новый спектакль... Кроме того, несмотря на трагические обстоятельства, Андрон Кончаловский вместе с Юрием Ряшенцевым доделывают второй акт «Преступления и наказания». Так что, как только выпустим «Золушку», сразу займемся репетициями «Преступления»...
— А «Растратчики» и «Времена» так и будут идти?
— Конечно. Мы все-таки хотим делать репертуарный театр плюс какие-то эксклюзивы... А сейчас у меня на столе лежит (пока в качестве идеи) вообще удивительный проект, которым я очень увлечен. Не знаю, правда, что получится: Игорь Кохановский написал замечательную джазовую пьесу «Ревизор» — парафраз гоголевского «Ревизора», но написанный стихами для мюзикла (мейерхольдовский ход — поэзия специально выстроена под музыку, и она, поэзия, меня буквально заворожила). И сейчас мы ломаем голову...
— Джазовый «Ревизор» — это однозначно хит.
— Да, но кто нам будет писать музыку? Претенденты были разные, но... не знаю. Имени композитора, к которому склоняюсь, пока не назову. История эта дорогая, тяжелая, и мы рассчитываем ее не раньше сезона 2014–2015 гг. Мюзикл будет называться «Господин из Петербурга». Так что планов миллион, плюс совершенно современные затеи... Приходите!