— Новый сезон юбилейный: театр в следующем году празднует 25-летие. Чем будете удивлять публику?
— Планы просто грандиозные: у нас еще никогда не было такого количества постановок в одном сезоне. 15 сентября на большой сцене состоится первая премьера — спектакль Дмитрия Астрахана «Лондонский треугольник». Это очень известная история Герцена и Огарева, о том, как они практически были женаты на одной и той же девушке, как они ее между собой делили и как они в этом треугольнике разбирались друг с другом. Я уже видел этот спектакль, и мне кажется, что он очень хорош. Роль Герцена исполняет артист нашего театра и известнейший телеведущий Александр Гордон. Огарева играет Александр Галибин — тоже артист нашего театра и известнейший мастер кино. Следующая премьера пройдет 19 октября — спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина». Это пьеса, которая победила на конкурсе современной драматургии — его наш театр проводит уже много лет. Компетентнейшее жюри из нескольких сотен произведений выбрало пьесу Михаила Хейфеца, который сейчас живет в Израиле. Это сложнейший спектакль: мы играем его в центре зала, а все действие происходит на дуэльной площадке у Черной речки. Мы привозим в зрительный зал несколько самосвалов черной земли...
— Завалите всю-всю сцену землей?
— Да, а тут нечего удивляться: например, у нашего главного художника Алексея Трегубова в спектакле Гордона «Снег» все было завалено снегом. А в спектакле «Медведь» так вообще вся декорация к концу постановки таяла... Кстати, от Дмитрия Быкова, который написал для нас «Медведя», мы сейчас ждем новой пьесы. Только я пока не буду раскрывать детали... Самому интересно: ну вы понимаете, что Дмитрий Быков — всегда большое и непредвиденное нечто.
— А вы сами случаем не собираетесь ставить на сцене «непредвиденное нечто»?
— Впервые в жизни я хочу срепетировать «внеплановый» спектакль... Это когда хотят сделать постановку, не потратив на нее денег. Я хочу придумать такой спектакль, который практически весь будет сочинен из того, что в театре уже есть. Им станет постановка пьесы Виктора Шендеровича «Потерпевший Гольдинер». Это очень любопытная современная история, в которой действуют всего два персонажа: их играют Альберт Филозов и Татьяна Веденеева. Я хочу в этом спектакле установить много рекордов, в частности по скорости его выпуска — выпустить очень быстро и «воткнуть» вне плана.
— Что насчет «свежей крови»: увидим ли мы режиссерские дебюты?
— Два моих ученика режиссерского факультета ГИТИСа, Евгений Кочетков и Саша Цой, репетируют спектакль, который в театре должен называться детским, но он у нас семейный — мы хотим играть его вечером. Это спектакль «В поисках утраченного волшебства». Чего в нем только нет: там и балет, и цирк, и фокусы, и многие другие зрелищные компоненты. Кроме того, наш театр выиграл два гранта в проекте «Открытая сцена». Здесь молодые режиссеры должны поставить два спектакля. Это две пьесы: «Здесь живет Нина» и «Танец Дели» — автор Иван Вырыпаев, режиссер Туфан Имамутдинов, художник Маша Трегубова. Вот такая у нас молодая звездная компания.
— У вас есть целая линия музыкальных спектаклей: «А чой-то ты во фраке?», «С приветом, Дон Кихот!», «Чайка. Настоящая оперетка», «Русское горе»... Пополните ли вы ее сейчас чем-то новеньким?
— Вот уже приблизительно год Максим Дунаевский и Вадим Жук пишут для нас музыкальную версию гоголевской «Шинели». Очень бы хотелось, чтобы в таком важном для нас юбилейном сезоне Акакия Акакиевича сыграл Альберт Филозов.
— «Школа современной пьесы» сотрудничает с венским театром «Шаушпиль». Есть ли в этом сезоне совместные проекты?
— Да, есть очень важный проект — по заказу нашего театра и венского «Шаушпиля» Максим Курочкин пишет для нас пьесу «Конец света». Мы активно сотрудничаем с Веной: у нас уже были гастроли в венском театре, а их артисты приезжали к нам. Так что, как видите, у нас прям какой-то фантастический план.
— Если отвлечься от далеко идущих планов... 20 августа состоится сбор труппы. Каким спектаклем будете открывать сезон?
— Днем мы проведем сбор труппы, а вечером сыграем одну из последних премьер — «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное», наше совместное с Евгением Гришковцом сочинение, такая большая актерская импровизация. С этим спектаклем мы ездили в Ереван — именно им мы и закрывали сезон. Причем в этой постановке участвовали артисты и ереванского театра, и таллинского театра. Мы играли два вечера подряд с переполненными залами — было что-то грандиозное. Даже получили приглашение сыграть этот спектакль в Тбилиси.
— Планы действительно грандиозные — осталось только воплотить их в жизнь.
— Надо сказать, что в прошлом году нам удалось выполнить все, что мы наметили, хотя и тогда тоже был очень насыщенный год. Естественно, денег мы получаем в разы меньше того, сколько стоят спектакли, декорации и работа над ними. Но тем не менее мы пытаемся все сделать. Что примечательно: до открытия сезона еще несколько дней, а весь театр уже на работе — артисты вовсю трудятся.