Накануне в Пятигорск вылетел большой десант, чтобы подготовить театральную почву. Еще бы, репутация у «Малых городов» серьезная: единственный фестиваль на постсоветском пространстве, который ищет и поддерживает не просто провинцию, а самую что ни на есть малую, далекую и по сути мало кому нужную. Уголь, положим, из Новошахтинска — пожалуйте, а вот спектакли... 11 лет занимается этим Театр наций и сам Евгений Миронов. Куратор Елена Носова, вложившая душу в фестиваль, отвечает на ходу: мол, уличное шествие, открытие столичным спектаклем — «Маскарад» привезли в Пятигорск вахтанговцы.
— А что будет на открытии? Официоз или...
— Это будет премьера — московский Liquid Theatre покажет на улице свой новый спектакль «Цветы». Шествие такое. А в афише у нас 12 спектаклей из разных городов.
Замечу, что названия многих из них трудно заметить на театральной карте страны — например, Новошахтинск из Ростовской области или города Сарапул и Глазьев из Удмуртии, Серов Свердловской области или Советск Калининградской, маленький городок Лысьва. Кстати сказать, именно здесь 11 лет назад и случилась встреча театров малых городов России. Позже он переехал в Бологое под Саратовом и вот теперь курортный Пятигорск.
Что играют провинциальные театры? Классика в лице Островского, Стриндберга, Чехова и Гоголя, современная драматургия представлена пьесами Садур, Коляды, Николаева, Богаева. Мастер-классы, встречи с профессионалами — в общем, работы на 10 дней всем хватит. Жюри в этом году возглавляет Ольга Остроумова, а призом станет выступление в Москве, на сцене Театра наций.
Но если Фестиваль малых городов — это бренд, то новый проект «Театры России — Северному Кавказу» только начинается, и как сложится его судьба — покажет только время. С одной стороны, облагородить русским театральным искусством неспокойные кавказские территории — дело правильное, и под него выделен серьезный бюджет. С другой, зная, что происходит в связке «госсредства — Кавказ», встает вопрос, насколько честно они будут освоены или их постигнет судьба всех предыдущих вливаний? И насколько администрации городов и театров Кавказа подготовлены к приему больших, технически сложных столичных зрелищ — большой вопрос.