- Здесь у нас яд, можете попробовать любой, - говорит мне вежливый молодой человек Борис и показывает на два ряда склянок с разноцветными жидкостями.
- Может этот попробовать? А то розовый на шампунь похож, - говорю я, а за спиной слышу : "Уже язык онемел. Наверное помру", - это серьезно произносит блондинка.
Нет, здесь не травят. На малой сцене, где собирают публику ( группа не более 30 человек) можно пострелять из лука, отведать ядов шекспировских времен и покачаться, как на качелях, в голове шекспировой - вот она здоровая и мягкая висит у входа в лабиринт. Сначала спускаемся всей толпой по лестнице куда-вниз. Всем выдали наушники - по ходу движения хорошо поставленный голос выдает ценную информацию.
"Уильям Шекспир родился в конце апреля 1564 года. Когда точно? Неизвестно. Записана дата крещения, 26-е апреля. Крестят обычно через три-четыре дня после рождения. За два месяца до этого, в феврале, родился Галилей и умер Микельанджело. В марте в России появилась первая печатная книга - «Апостол», во Франции издан последний том «Гаргантюа и Пантагрюэля».
В год рождения Шекспира население города (Стратфорд-на-Эйвоне) .составляет около 2000 человек. Сейчас в Стратфорде-на-Эйвоне 23 000 жителей, и каждый год приезжают два миллиона туристов. Из-за Шекспира.
Аудиоинформация сопровождается визуальной и весьма остроумной - сколько литров чернил и метров бумаги извел классик пока писал свои неполные 40 пьес, что завещал детям, а что жене (ну и жмот - всего одну из двух кроватей!). Рисунки и коллажи в рамочках на трех этажах, ведущих вниз исполнены Галиной Солодовниковой, она же автор всей художественной концепции перфоманса.
А вообще над Лабиринтом трудилось семь режиссеров - у каждого свой взгляд на Шекспира. Например, Алексей жеребцов ( Liquid theatre) предлагает речь Тургенева о Шекспире - оратор и два охранника в офисных костюмах. Из речи следует: истеричный приступ патриотизма - национальная особенность и пора привыкнуть, что Россия - родина слонов, а наши лилипуты - самые маленькие лилипуты в мире.
- Мы, русские, в первый раз празднуем нынешнюю годовщину; но и другие народы Европы не могут похвастаться перед нами в этом отношении. Когда исполнилось первое столетие после рождения Шекспира, имя его было почти совершенно забыто даже в родной его стране; Для нас Шекспир не одно только громкое, яркое имя, он сделался нашим достоянием, он вошел в нашу плоть и кровь. (конец цитаты).
Что еще? Капризная примадоннах ругает гримершу "сукой", а сама перед публикой гламурненько исполняет арию Офелии. На экране за ее спиной расцветают Розы, из которых испуганно таращится котенок. Живых же котят носят вдоль первого ряда в корзинке и предлагают погладить. В конфликт с оперным гламуром вступает аскетизм следующего фрагмента - "Фортинбрас"- его поставил интеллектуальный минималист Волкострелов. На темном экране - единственная надпись - "фортинбрас" - и закадровый мужской голос в полной темноте читает Варлама Шаламова:
Ходят взад-вперед дозоры,
Не сводя солдатских глаз
С дальних спален Эльсинора,
Где ночует Фортинбрас.
Королевские террасы
Темный замысел таят.
Здесь, по мненью Фортинбраса,
В каждой склянке налит яд.
И так дальше - пока не кончит. А кончил, и за черным занавесом обнаружилась металическая кровать, а на ней - усталый Фортинбрас, на лице которого читалось:" дальше - тишина".
Что характерно - в лабиринте - тишина. Сопровождающие группу в наушниках регулируют движение только с помощью табличек - "наденьте/снимите наушники" или "займите места" - и ни слова. По дороге попалась уборщица, затирающая на полу лужу крови. А в буфете, где под стеклянными колпаками выставлены гастрономические экспонаты в виде остатков ужина Шекспира или его именинного пирога, всех угостили пирожками с начинкой из жертв пьесы "Тит Андронник", самой кровавой у Шекспира. ("Четырнадцать убийств, тридцать четыре трупа, три отрубленные руки, один отрезанный язык") - пирожки оказались очень даже.
А голос в наушниках сообщает, что "одних самоубийц у Шекспира больше десятка: Брут, Клеопатра, Гонерилья, Джульетта, Ромео, Тимон Афинский, леди Макбет, Офелия, Отелло. А есть еще убитые и казненные - Дездемона, Банко, Полоний, Корделия.." Убийцу-рецидивистку припасли ближе к финалу - в гардеробе Леди Макбет с за вязанными назад руками, она же актриса Елена Морозова, устроила жуткое зрелище с двумя отрубленными конечностями из силикона. (режиссер Тимофей Кулябин).
Волнение от кровавого зрелище успокоил "Гамлет» от прекрасного дуэта "Диалог Данс". Ну а под финал всех отвели на галерку, сообщив, что в шекспировском "Глобусе" богатая публика сидела только на галерее и в ложах, в то время как беднота толкалась в партере. Сверху мы и прослушали монолог люстры голосом актрисы Ахеджаковой - очень познавательный: о «Буря» Шекспира…в постановке Николая Николаевича Синельникова, в 1901-м году. "Ах какие на графини были бриллианты..." - всеми своими лампочками вздыхала люстра.