В Вахтанговском, как ни в каком другом театре, культ закулисных работников, ставший уже традицией и обросший легендами. Старожилы помнят, например, монтировщика, который своеобразно обращался с артистами: «Штанкета им мешает, — строго говорил он, — а вы вот лучше играйте». Цицилия Мансурова, первая и легендарная принцесса Турандот в одноименном спектакле, как-то искренне воскликнула: «Меня Катя похвалила!». Катя была не критиком, а всего-навсего костюмершей. С мнением капельдинеров здесь тоже считаются.
Лариса Матвеевна Крюкова работает в Вахтанговском 11 лет. Не работает, а служит — так уверяет меня Сергей Маковецкий.
— Вчера вечером разговаривали с ней после спектакля и пришли к выводу, что у нас в репертуаре небольшой перекос: «Онегина» чаще играют, чем «Дядю Ваню». А «Дядя Ваня» ее любимый спектакль. Она, знаешь, умеет смотреть спектакли, знает все про них, разбирается. Как-то после «Онегина» спросил ее: «Ну как?» — «Сегодня что-то немыслимое».
Конечно, вряд ли какой капельдинер позволит себе критику (здесь так не принято), но, как говорит Маковецкий: «Всегда все видно: по глазам можно прочесть — нравится, не нравится». И добавляет: «Она знает, что такое служение театру».
Красиво сказано, но все-таки это чаще применяют к актерам, режиссерам, ну, к гримеру с полувековым стажем. Эта же работа не из возвышенных, а кто-то считает ее унизительной и малооплачиваемой. Редко кто скажет благородное «капельдинер» — все больше простенькое «билетер». Ну стоит у входа в зал, ну предлагает программку, сдачу дает. Но если для кого-то это унижение, то Лариса Матвеевна своей работой только облагораживает непрестижную профессию. Кстати, к вопросу о малооплачиваемой работе — в Вахтанговском, как мне сообщил директор, у капельдинеров средняя зарплата под 40 тысяч выходит (в некоторых театрах актеры меньше получают).
Я часто вижу, как она стоит у первой двери в зал Вахтанговского — маленькая, аккуратная такая, модная короткая стрижка, сдержанная улыбка и всем без разбору — важный гость или обычный — говорит: «Добрый вечер, проходите, пожалуйста». Так встречают умные хозяева, понимающие, что с этого момента начинает складываться впечатление о театре, его атмосфере и спектакле, которого еще и не видел, но тебя уже расположили.
— Здесь надо быть хорошим психологом, — считает замдиректора Алёна Чумак. — Лариса Матвеевна… ну, что могу сказать? Интеллигентная, очень образованная, разруливает любые ситуации.
— А какие именно?
— Ведь публика бывает капризная, нервная, даже выпившие попадаются. Так вот, она может уладить все конфликты, а как ей это удается — не пойму. Бывают билеты с двойными местами, люди ссорятся, и им плевать, что спектакль начался, но она их как-то так умеет утихомирить, рассадить. У нас в Турции на гастролях актеры возмущались, что им администрация местного театра контрамарки не давала. «Как так? Да у нас Лариса Матвеевна всех посадит даже при аншлаге».
Биография у капельдинера Крюковой, надо сказать, интересная. Родилась она, может быть, и для театра, но прежде много лет проработала на предприятиях гражданской авиации инженером-конструктором, руководила коллективом мужчин. Но работа с неутонченными существами так и не приучила ее к командному голосу и повышенным тонам.
— Обычно от публики нам передают цветы, и Лариса Матвеевна приносит букеты за кулисы. Каждый раз я вижу, как она входит на цыпочках, — рассказывает мне актриса Галина Коновалова. — И вы знаете, в этом нет никакого демонстративного подобострастия, наоборот, начинаешь еще больше уважать достоинство ее профессии.
А Нонна Гришаева, которая, к сожалению, сейчас не играет в Вахтанговском, вспоминает:
— Каждый раз, когда я прихожу в театр, Лариса Матвеевна мне говорит: «Нонночка, мы до сих пор помним, как вы в «Мадмуазель Нитуш» пели свои куплеты о театре. Мы приходили все послушать вас». И я точно знаю, что этим людям, билетерам, можно доверять, они скажут правду.
А я точно знаю, что, пробегая по фойе Вахтанговского еще задолго до спектакля, можно притормозить у первой двери, где Лариса Матвеевна готовит свой столик, и обсудить с ней премьеру, как с толковым критиком, узнать, какой состав сегодня играет, ну или вообще потрепаться о театре. В ее лице «МК» поздравляет с Днем театра всех, кто служит ему — капельдинеров, цеховиков, актеров и публику.
ИЗ ДОСЬЕ "МК"
Капельдинер (в переводе с немецкого — «служитель капеллы») открывает перед публикой двери театрального зала, следит в нем за порядком и продает программки. В его обязанности также входит разбор конфликтных ситуаций, связанных с двойными билетами, «зайцами» на чужих местах или зрителем в подвыпившем состоянии. Да-да, и такие, оказывается, в театры приходят.