Один из спектаклей — «Гадкий утенок» из Барнаула в постановке питерского режиссера Екатерины Гороховской. Хрестоматийный текст прочитан ею без глобальных претензий на воплощение в новых формах, но тем не менее не совсем классичен. Золотая середина выдержана точно и талантливо. Тем более что дети, особенно маленькие, вопреки убеждениям некоторых, театрального радикализма не понимают и не принимают. Очевидно, постановщикам старой сказки это известно как никому.
Одна телега, пара белых простыней, кажется, один тазик да красная подвязка — вот и весь арсенал «Гадкого утенка». Семь актеров работают на открытом приеме — все делается на глазах у детей, без фокусов. Но фокус в том, что игра и как она выстроена будит детское и взрослое воображение. Совсем не вызывает вопросов, почему гадкий утенок — самый большой (в смысле роста и веса) актер: ну вот такой уродец появился на птичьем дворе где-то в Дании. Практически нет отступления от текста, сюжет развивается, но от старой сказки рождаются очень свежие впечатления, живые ассоциации.
Ты не такой, как все, ты — другой: социальный контекст каждый считывает по-своему. И про детей-инвалидов, и даже про иначе мыслящих… Впрочем, последнее скорее для родителей — дети не реагируют на вещи с политическим подтекстом последних российских событий. Для них важнее, как затюканный, обижаемый всеми отщепенец находит себя, как сохраняет свою добрую душу в агрессивном окружении, пока не находит своих братьев по разуму.
Актеры из Барнаула замечательно представили андерсеновскую историю — без гротеска, искусственного волшебства. Все просто, честно и по-настоящему. Пока неизвестно, включит ли в программу следующего фестиваля «Золотая маска» свой детский уик-энд, но первый опыт оказался весьма удачным.
— Мы бы очень хотели повторить этот опыт, — сказала мне гендиректор «ЗМ» Мария Ревякина, — тем более что интерес к детской программе большой.