Я стою у решетки, отделяющей зал от выхода, и вижу, как какой-то мужчина с длинными седыми волосами и в легкой, не по погоде, рубашке с верхнего ряда бежит к сцене. Не упал бы, — думаю я, — все-таки немолодой уже. А он остановился у третьего ряда и, сложив руки как на молитве, смотрит на сцену, на артистов. А те взялись за руки и выбегают, выбегают к залу, который вскочил, свистит и улюлюкает. Взаимное счастье, не хватает только братания. Самые опасные гастроли в истории вахтанговцев завершены.
Почему опасные? Потому что привез театр в Париж не Чехова и не Достоевского, не Булгакова и даже не Островского, которого в Европе плохо, но все-таки знают. А привезли светоча русской литературы, напрочь незнакомого французам, к тому же поэтического (несколько лет назад в Авиньоне была показана только драма «Борис Годунов» в постановке Деклана Доннеллана с русскими артистами).
— Надо признать, что не только пушкинский роман в стихах здесь не знают или знают единицы, но не знают режиссера Туминаса и наших звезд, — говорит мне Елена Герасева, опытный продюсер с репутацией, которая вместе с партнером, Антоном Лошаком, в свое время открыла для Франции театр Погребничко, Фоменко и Коляды. — Маковецкий, Максакова, Вдовиченков, я не говорю про молодых актеров — их только теперь открывают. Профессионалы с завистью говорят, что «ваши артисты могут все». Это невероятно приятно слышать, тем более что так оно и есть.
На последний спектакль пришли известный режиссер Матиас Лангхоф (Москва помнит его великолепного «Ревизора», показанного на Чеховском фестивале), Маша Макеев, директор национального театра Ля Крие в Марселе, Юргос Лукас, директор Лионской оперы и международного театрального фестиваля в Афинах, Жером Клеман, директор Осеннего парижского фестиваля, Эскобар, директор театра Пикколо в Милане, Гильен Гальен, известный актер Комеди Франсез.
Беатрис Уплен, актриса и режиссер, вся в эмоциях:
— Во Франции, уверяю вас, в настоящий момент сделать такой спектакль просто невозможно. Фантазия и талант Римаса Туминаса творит на сцене чудеса, и для меня непостижимо — как он смог такое придумать и воплотить на сцене. Блестящая сценография, она не мешает, не выпячивает себя, но создает неповторимый визуальный образ. Музыка согревает зал, наполняет его, следует за сюжетом и помогает актерам. Блестящий актерский ансамбль из разных поколений труппы работает как слаженный механизм.
Спрашиваю директора Вахтанговского Кирилла Крока:
— «Онегина» посмотрело в эти дни много профессионалов. Поступили ли от кого-нибудь приглашения приехать на следующий год? Участвовать в фестивалях?
— У нас уже есть интересные предложения на следующий год с «Онегиным» отправиться в турне Марсель — Амьен — Лион — Канны. Юргос Лукас позвал нас на Афинский фестиваль, а в Милан — Театр Стреллера. В феврале через год спектакль покажем в «Барбакане» в Лондоне.
Интересная деталь — перед гастролями московского театра в книжную лавку театра в Бобиньи завезли около тысячи экземпляров книги «Евгений Онегин». К концу второго спектакля не осталось ни одного экземпляра.
Париж.