В Великобритании продолжаются горячие споры о том, когда чествовать Шекспира — в этом году, когда классику английской литературы «исполняется» 450 лет, или через два года, в 2016-м, — в день его смерти, случившейся 400 лет назад? В России эту тему не обсуждают, а показывают Шекспира во всем его многообразии. Шекспира и не только представит в Москве и в России Международный Чеховский театральный фестиваль, стартующий уже в середине мая. На пресс-конференции, что прошла вчера в отеле «Марриотт» на Петровке, была представлена впечатляющая своим размахом программа. С подробностями будущего события — обозреватель «МК».
— Театральная программа Чеховского фестиваля — самое весомое событие перекрестного Года культуры Великобритании в России, — говорит директор Британского совета Пол де Куинси. — И она хороша не только с точки зрения количества — девять постановок, но и своей широкой географией. Ведь спектакли из Великобритании будут показаны не только в Москве, но и девяти городах России.
Английские спектакли доедут даже до Ханты-Мансийска, показав свое искусство по дороге в Воронеже, Ярославле, Екатеринбурге, Челябинске, Санкт-Петербурге, Казани, Тюмени и Пскове.
Надо сказать, что Чеховский фестиваль во главе с Валерием Шадриным собрал, что и говорить, интереснейшую программу. Ее можно разделить на четыре основных направления: спектакли ведущих театров Великобритании в Москве, второе — спектакли театров Великобритании и международные проекты Чехов-феста в регионах России, третье — российские проекты в Великобритании. И, наконец, последнее направление отдано на откуп молодой режиссуре: десять молодых англичан приедут на стажировку в Россию и столько же их российских коллег отправится на туманный Альбион.
Шекспировский театр «Глобус» из Лондона привезет две классические постановки — «Гамлет» и «Сон в летнюю ночь».
— Мы начали сотрудничать еще с театром Вахтангова в 2012 году, и сейчас плотно работаем с Чеховским фестивалем, — говорит исполнительный продюсер театра Том Бёрд. — «Гамлет» — амбициозный проект, и мы намерены до 2016 года показать его во всех странах мира. Это свежий взгляд на Шекспира — такой немрачный, и в нем занято всего восемь актеров.
— Немрачный… Значит ли это, что все в этой трагедии останутся живы? И до какой степени радикализма в своих экспериментах с классикой вы можете позволить себе дойти?
— Могу сказать, что в Англии был ряд драматургов, которые переписывали Шекспира. Например, шел спектакль «Король Лир» со счастливым концом. В нашем «Гамлете» я не могу вам пообещать хеппи-энда. Мы подробно изучали все свидетельства постановок шекспировского времени. Узнали, например, что одна из британских трупп доехала до Гданьска. Нас интересовала манера общения артистов того времени с публикой на рыночных площадях, где они чаще всего выступали. И могу сказать, что в нашем спектакле артисты также общаются со зрителем.
Танцевальный блок — та традиция, которую Чехов-фест развивает и укрепляет от года к году. Английская хореография будет представлена во всем своем многообразии. Впервые приедет в Москву «Шотландский балет», о котором у нас знает разве что узкий круг специалистов. Это молодая компания, ей всего 45 лет, в труппе 36 танцоров. Ее творческое кредо — смотреть на традицию современным взглядом. Программу, которая будет представлена в Москве, условно можно назвать «Прошлое, настоящее и будущее хореографии Шотландии». Из списка особенно интригует «Лунный Пьеро», поставленный на музыку Шёнберга, — панегирик классическому балету и «Шотландский перепляс» в постановке известнейшего английского хореографа Мэтью Боурна, балеты которого отлично знают в Москве. «Шотландский перепляс» — это единственный случай, когда хореограф отдал балет не своей компании. Еще один известный хореограф Рассел Малифант: его балет покажет известный лондонский театр «Сэдлерс Уэллс». Причем Малифант с тремя другими танцорами сам будет на сцене.
Еще одно интригующее имя — Кэти Митчелл. Эта англичанка взорвала театральный мир своими постановками, в которых живая игра актеров настолько срослась с видеоизображением, что кажется, театр прежде не мыслил своего существования без видео. У нее потрясающие работы, и в настоящий момент она готовится удивить Москву своим «Вишневым садом», который будет сыгран на площадке МХТ им. Чехова — там, где 110 лет назад состоялась премьера гениальной чеховской пьесы.
— Вообще я себя чувствую человеком, который у вас угнал машину, немного ее переделал, а потом пытается вам ее продать, — говорит о готовящейся постановке Дэвид Лэн. — Но… Я думаю, вы охотно купите у нас свой «автомобиль», потому что его делает Кэти Митчелл.
Но каково было удивление всех, когда директор театра «Янг Вик» Дэвид Лэн сообщил журналистам, что он не исключает того, что в новом «Вишневом саде» Кэти Митчелл обойдется без видео.
Кто же от России в Год культурного обмена поедет в Лондон? Объявлено, что это будет Дмитрий Крымов со спектаклем «Как вам это понравится» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», и на Эдинбургском фестивале летом Владимир Панков представит спектакль «Война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны.
В Великобритании продолжаются горячие споры о том, когда чествовать Шекспира — в этом году, когда классику английской литературы «исполняется» 450 лет, или через два года, в 2016-м, — в день его смерти, случившейся 400 лет назад? В России эту тему не обсуждают, а показывают Шекспира во всем его многообразии. Шекспира и не только представит в Москве и в России Международный Чеховский театральный фестиваль, стартующий уже в середине мая. На пресс-конференции, что прошла вчера в отеле «Марриотт» на Петровке, была представлена впечатляющая своим размахом программа. С подробностями будущего события — обозреватель «МК».
— Театральная программа Чеховского фестиваля — самое весомое событие перекрестного Года культуры Великобритании в России, — говорит директор Британского совета Пол де Куинси. — И она хороша не только с точки зрения количества — девять постановок, но и своей широкой географией. Ведь спектакли из Великобритании будут показаны не только в Москве, но и девяти городах России.
Английские спектакли доедут даже до Ханты-Мансийска, показав свое искусство по дороге в Воронеже, Ярославле, Екатеринбурге, Челябинске, Санкт-Петербурге, Казани, Тюмени и Пскове.
Надо сказать, что Чеховский фестиваль во главе с Валерием Шадриным собрал, что и говорить, интереснейшую программу. Ее можно разделить на четыре основных направления: спектакли ведущих театров Великобритании в Москве, второе — спектакли театров Великобритании и международные проекты Чехов-феста в регионах России, третье — российские проекты в Великобритании. И, наконец, последнее направление отдано на откуп молодой режиссуре: десять молодых англичан приедут на стажировку в Россию и столько же их российских коллег отправится на туманный Альбион.
Шекспировский театр «Глобус» из Лондона привезет две классические постановки — «Гамлет» и «Сон в летнюю ночь».
— Мы начали сотрудничать еще с театром Вахтангова в 2012 году, и сейчас плотно работаем с Чеховским фестивалем, — говорит исполнительный продюсер театра Том Бёрд. — «Гамлет» — амбициозный проект, и мы намерены до 2016 года показать его во всех странах мира. Это свежий взгляд на Шекспира — такой немрачный, и в нем занято всего восемь актеров.
— Немрачный… Значит ли это, что все в этой трагедии останутся живы? И до какой степени радикализма в своих экспериментах с классикой вы можете позволить себе дойти?
— Могу сказать, что в Англии был ряд драматургов, которые переписывали Шекспира. Например, шел спектакль «Король Лир» со счастливым концом. В нашем «Гамлете» я не могу вам пообещать хеппи-энда. Мы подробно изучали все свидетельства постановок шекспировского времени. Узнали, например, что одна из британских трупп доехала до Гданьска. Нас интересовала манера общения артистов того времени с публикой на рыночных площадях, где они чаще всего выступали. И могу сказать, что в нашем спектакле артисты также общаются со зрителем.
Танцевальный блок — та традиция, которую Чехов-фест развивает и укрепляет от года к году. Английская хореография будет представлена во всем своем многообразии. Впервые приедет в Москву «Шотландский балет», о котором у нас знает разве что узкий круг специалистов. Это молодая компания, ей всего 45 лет, в труппе 36 танцоров. Ее творческое кредо — смотреть на традицию современным взглядом. Программу, которая будет представлена в Москве, условно можно назвать «Прошлое, настоящее и будущее хореографии Шотландии». Из списка особенно интригует «Лунный Пьеро», поставленный на музыку Шёнберга, — панегирик классическому балету и «Шотландский перепляс» в постановке известнейшего английского хореографа Мэтью Боурна, балеты которого отлично знают в Москве. «Шотландский перепляс» — это единственный случай, когда хореограф отдал балет не своей компании. Еще один известный хореограф Рассел Малифант: его балет покажет известный лондонский театр «Сэдлерс Уэллс». Причем Малифант с тремя другими танцорами сам будет на сцене.
Еще одно интригующее имя — Кэти Митчелл. Эта англичанка взорвала театральный мир своими постановками, в которых живая игра актеров настолько срослась с видеоизображением, что кажется, театр прежде не мыслил своего существования без видео. У нее потрясающие работы, и в настоящий момент она готовится удивить Москву своим «Вишневым садом», который будет сыгран на площадке МХТ им. Чехова — там, где 110 лет назад состоялась премьера гениальной чеховской пьесы.
— Вообще я себя чувствую человеком, который у вас угнал машину, немного ее переделал, а потом пытается вам ее продать, — говорит о готовящейся постановке Дэвид Лэн. — Но… Я думаю, вы охотно купите у нас свой «автомобиль», потому что его делает Кэти Митчелл.
Но каково было удивление всех, когда директор театра «Янг Вик» Дэвид Лэн сообщил журналистам, что он не исключает того, что в новом «Вишневом саде» Кэти Митчелл обойдется без видео.
Кто же от России в Год культурного обмена поедет в Лондон? Объявлено, что это будет Дмитрий Крымов со спектаклем «Как вам это понравится» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», и на Эдинбургском фестивале летом Владимир Панков представит спектакль «Война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны.