Для начала кратко изложим подоплеку произошедшего. Театр на Таганке в рамках празднования своего 50-летия осуществляет проекты, шефство над которыми имеют молодые режиссеры, актеры, художники. Первым таким «номером» юбилейной программы стала опять же скандальная выставка Ксении Перетрухиной в фойе Таганки «Попытка альтернативы», еще больше углубившая раскол в театре на «старую гвардию» и «новичков».
Теперь масла в огонь подбавил спектакль «Репетиция оркестра» — документальная постановка молодого режиссера Андрея Стадникова. Причем этот спектакль не столько об актерах, сколько о тех людях, которые, десятилетиями работая в театре, не поднимаются на сцену. Так, актеры ведут свои монологи не только от лица артистов, режиссеров, но и билетеров, поваров, уборщиц, рассказывают о том, как они попали в театр, и рассуждают о его будущем. И у зрителей эта «Репетиция» вызвала скорее недоумение, чем понимание: не зря некоторые из них покидали зал «по-английски», даже не дождавшись перерыва на антракт. Были в зале и так называемые провокаторы, которые теперь высказывают свое «фи» по отношению к молодой команде театра не где-то в темных глубинах закулисья, а прямо перед зрителями — во время спектакля. Выкрикивая неприятные для находящихся на сцене актеров реплики вроде «уйдите со сцены!», «позор!», «прекратите уже!», они выливали всю бурлящую «кухню» театра прямо на зрителей. И многие люди в зале так и не поняли: это были специально обученные люди или «штатные провокаторы».
Что думают о произошедшем сами актеры, задействованные в постановке, понять не так легко. Артисты Таганки будто скрываются: так просто их на разговор о постановке не выведешь. Но вот, например, Елизавета Высоцкая — одна из актрис, участвующих в «Репетиции оркестра», считает, что такая реакция зрителей на постановку была вполне ожидаема.
— Для Театра на Таганке этот спектакль неоднозначный, — говорит Елизавета. — Это некое современное действо. Было понятно, что если на эту постановку придет публика, которая привыкла видеть «любимовские» спектакли, то она, мягко говоря, очень удивится.
Неоднозначная реакция зрителей не стала сюрпризом и для директора Театра на Таганке Владимира Флейшера.
— По-другому и быть не могло, — считает Владимир. — Раз люди неравнодушны, они реагируют, стало быть, это вызывает интерес. Спектакль очень тепло раскрывает отношение сотрудников театра к нему. Тем более что речь идет о сотрудниках, которые работают в театре десятилетиями и не выходят на сцену, — это замечательная закулисная театральная гвардия.
— Будет ли этот спектакль присутствовать в репертуаре театра?
— Этот спектакль, как и многие проекты, находится в программе юбилейного года. Постановка задумывалась как спектакль, напоминающий зрителю о том великом вкладе, который внес Юрий Любимов. Там и декорации из его спектаклей присутствуют. А что будет с этой постановкой дальше — посмотрим.