В Театре на Таганке опять неспокойно. Актеры встретили в штыки выставку «Попытка альтернативы», подготовленную творческой группой «Школы театрального лидера» во главе с художником Ксенией Перетрухиной. «Марадеры! Вон из театра!» (орфография сохранена) — такими плакатами любимовские артисты прокомментировали экспозицию первого проекта в череде юбилейных мероприятий, посвященных 50-летию Таганки. Дискуссия о будущем легендарной сцены вновь приобрела острый характер, правда, она больше напоминает мышиную возню, чем конструктивный подход к ситуации. «За» и «против» выслушал «МК».
Спорная выставка заявлена как «предложение выстраивать историю не только вокруг крупных фигур, но включить в поле исследования и художественного интереса все то множество людей, для которых театр на Таганке тоже стал частью биографии». Такой подход не пришелся по душе некоторым актерам, но далеко не всем. Команда, работавшая над проектом, прежде предъявила его труппе: «Попытку альтернативы» обсуждали на худсовете театра, который возглавляет актер «любимовской закалки», старожил Таганки Феликс Антипов. И проект — пусть и не без трений — был утвержден худсоветом. Что же актеры там, на худсовете, не бастовали? Вопрос риторический. Эффектнее, конечно, сорвать открытие...
Такая реакция удивила не только организаторов, но и некоторых гостей премьеры. Среди них — Никита Высоцкий.
— Мне понравилось, что я вдруг увидел театр таким, каким я его помню — резким и ярким, — говорит Никита Владимирович «МК». — Авторы освободили фойе, сняли все исторические наслоения. Я был растерян, потому что увидел сложную реакцию людей. Я не думаю, что это общая позиция.
— Очевидно, что скандал не из-за выставки как таковой — продолжается дискуссия о будущем Таганки. Каким вы его видите?
— Театр — вещь живая. Все решает сцена — это единственное место, где актеры могут бороться за театр.
— Театру необходим худрук. По-вашему, как его выбрать, чтобы всем угодить и вернуть Таганке зрителя?
— Кто бы знал! Если бы я знал, то уже давно всем рассказал бы. Кризис наступил не после ухода Любимова и не после смерти Золотухина. Театр находится в кризисе многие годы, и актеры это понимают. Я не знаю, какого сильного лидера можно позвать, но могу сказать, что эти ребята — пусть люди их и не очень знают — на открытии выставки были убедительны.
Диаметрально противоположной точки зрения придерживается актер Таганки Тимур Бадалбейли.
— Претенциозная галиматья. Этот проект — следствие печальных событий, которые происходят после ухода Любимова. В прошлом сезоне мы выступили с тем, чтобы историческая справедливость была восстановлена и Юрий Петрович, который находится в хорошей форме, вернулся в театр. Тем более наступает 50-летний юбилей. Мы написали письмо г-ну Капкову, на которое он не счел нужным отреагировать. Значит, у него какие-то свои планы на театр.
— Ксения Перетрухина предлагает взглянуть на Театр на Таганке как на театр, созданный коллективом людей, а не одним человеком. Что думаете об этой идее?
— Детский лепет. Школярский уровень. Великая глубокая мысль, что театр, оказывается, не заслуга одного человека, что в театре есть художники, композиторы, реквизиторы, костюмеры... Это великое прозрение Ксении Перетрухиной, с чем я ее и поздравляю.
— Что, по-вашему, нужно делать дальше — закрыть выставку? Отменить проекты, которые должны последовать за ней?
— Все эти события от лукавого. Живет в Москве создатель театра, которого министерство культуры Москвы не нашло возможным достойным образом привлечь к юбилею и жизни театра, который он создал. А мы сейчас гадаем на кофейной гуще: что дальше, кого еще они пришлют, каких «подготовленных» специалистов.
В среду группа артистов Театра на Таганке (в их числе Иван Рыжиков, Анатолий Васильев, Татьяна Сидоренко, Александр Лырчиков и другие) решила организовать пресс-конференцию, на которой собирается объявить о закрытии скандальной выставки. Однако директор театра Владимир Флейшер и замглавы столичного департамента культуры Евгения Шерменева уже поспешили заявили, что экспозицию в фойе здания закрывать не намерены.