Климат в Монголии континентальный, в отличие от Москвы солнце светит ярко, в Улан-Баторе +8, но ощущение, что и того больше. Десант наших артистов сходит с трапа самолета… Кажется, пределов России мы и не покидали — так похожа монгольская столица на современные малороссийские города по своей архитектуре. Даже реклама на зданиях составлена из наших букв — несмотря на наличие собственной письменности, в письме в Монголии используют кириллицу. Правда, и в городе, нет-нет, да и встречаются традиционные монгольские юрты.
Гала-концерт «Звезды российского балета», организованный Министерством культуры РФ и Министерством культуры, спорта и туризма Монголии, уже второй за год. Составлен он из выступлений лучших российских пар (есть и одна украинская) и проходит на правительственном уровне. В зале присутствует спикер монгольского парламента (председатель народного хурала) Зандахугийн Энхболд. Открывает вечер министр культуры Монголии. Приветственная речь занимает не более минуты, а первый номер программы — красивейшее адажио из балета «Призрачный бал». В программке на монгольском языке исполнители — народные артисты России Наталья Крапивина и Георги Смилевски из Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко пропечатаны так: «ОХУ-ын ардын жужигчин Наталья Крапивина, ОХУ-ын ардын жужигчин Георги Смилевски».
Эти артисты уже много лет исполняют хореографию Брянцева, поэтому каждое их движение выверено до кончиков пальцев. Впрочем, точно так же, как и в дуэте солистов Большого Андрея Болотина и Анастасии Горячевой. Мелкая партерная техника, которой насыщено па-де-де из «Сильфиды» Бурнонвиля, воспринимается залом как что-то невиданное и вызывает целый шквал аплодисментов. Бурно принимают и украинскую пару: Екатерина Ханюкова шикарно скрутила вошедшее сейчас в моду фуэте по точкам, а Сергей Сидорский отличался элегантностью, великолепной позировкой и дивными прыжками. Гран-па из балета «Баядерка» солистами Национальной оперы Украины было исполнено совместно с артистами монгольского балета, которые тоже не ударили в грязь лицом — танцевали слаженно и четко.
Режиссер-постановщик гала Анастасия Коваленко выстроила программу таким образом, чтобы классика сочеталась на вечере с современной хореографией. За последнюю отвечала бывшая солистка балета Эйфмана Вера Арбузова, разбавившая концерт довольно интересными номерами собственного сочинения.
Но сюрпризом оказалось все-таки «Лебединое озеро» в исполнении примы Мариинки Юлии Махалиной и солиста Михайловского театра Михаила Венщикова. Разумеется, «Лебединое», как и множество другой классики («Жизель», «Эсмеральда», «Корсар»), точно так же идет и на монгольской сцене. Так что ничего необычного в самом балете на музыку Чайковского для публики не было. Но то, как Махалина и Венщиков станцевали знаменитое белое адажио из этого балета, какая в этом исполнении чувствовалась задушевность, культура, какая присутствовала продуманность образов, не приходилось видеть давно. Махалина, кажется, ничем не напоминает современных танцовщиц. В манере ее исполнения, костюме, гриме ощущается редкая сегодня традиция Серебряного века. Тот же рубин, который некогда красовался, словно рана, на белом оперении корсажа Анны Павловой в «Умирающем лебеде», интересно интерпретируется Махалиной в «Лебедином».
— В свое время Махар Вазиев объявил мне даже из-за этого выговор, и мне пришлось тогда снять этот камень в «Лебедином озере». Но сейчас я все равно танцую так, потому что это — душа. Неумирающая душа Лебедя — Одетты. Она не умирает, она — горит. Это неумирающий лебедь! — рассказывает Юлия Махалина после своего выступления.
Ударный номер программы, конечно, припасли под самый финал. К сожалению, не слишком оценила монгольская публика в первом отделении талантливую, наполненную тонкими психологическими нюансами современную миниатюру Сергея Землянского «Несмотря ни на что», где любовная парочка — Михаил Мартынюк и Александра Тимофеева — пластически выясняла между собой отношения. К такой хореографии зритель оказался, видимо, пока не приучен, провожая танцовщиков вежливыми аплодисментами. Но Гран-па из балета «Дон Кихот» в исполнении этих же заслуженных артистов («ОХУ-ын гавьяат жужигчин») вызвал в Монголии настоящую сенсацию. Публика охала в единодушном порыве всякий раз, когда Мартынюк покрывал пространство сцены мощными прыжками, и долго не хотела отпускать своих любимцев со сцены.
Улан-Батор.