Самый главный сюрприз — визит в «МК» Юрия Петровича Любимова, который вместе с женой Каталин два часа героически простоял в пробке на развязке близ Белорусского вокзала, но с пути не свернул и к нам все-таки доехал. Никаких номинаций касательно Любимова, кроме как «человек года», в российской культуре и быть не может:
— Я хочу поднять тост за вас, — главред Павел Гусев встречает великого режиссера у себя в кабинете, — какие напитки предпочитаете?
— Крепкие, — отзывается Юрий Петрович, разглядывая портреты Ленина, Сталина, Микояна, Черненко, Ельцина, — узнаю тут своих друзей… (Касательно «друзей» его тон немного ироничен.)
К слову, днем раньше режиссер был в Кремле, где ему вручили орден «За заслуги перед Отечеством».
Однако возвращаемся в зал.
Обычно под церемонией награждения театральной премией подразумевается многочасовая вечерняя процедура, где много скучных речей, фраков и бесконечных «спасибо» мамам, режиссерам и спонсорам. «МК» жестко с этой традицией порвал: во-первых, вечером у всех спектакли, во-вторых, на речь от силы 20 секунд, а в-третьих, «спасибо» только Олегу Павловичу Табакову, нашему доброму талисману, без которого не обходится ни одно вручение...
Собственно, актер Павел Табаков (сын), получивший премию за роль Прова в спектакле «Год, когда я не родился», смущаясь сказал: «Спасибо, Олег Павлович».
— Домашняя заготовка, — парировал мэтр.
Кстати, премии, кто не в курсе, как раз и вручаются в четырех номинациях: мэтры, полумэтры, начинающие и «другие категории».
— Рад всех видеть в наших стенах, — начал Павел Николаевич, — газета у нас независимая, хулиганистая, здесь работают свободные люди...
— Очень рад, что я здесь присутствую, — отзывается Анатолий Смелянский (совместно с Игорем Сокологорским, атташе по культуре посольства Франции в РФ, он получает премию в категории «проект года» за спектакль «Впервые на русском». — Я.С.), — рад, что вижу здесь Павла Гусева, который подарил некоторое время назад одну из самых ярких политических характеристик своего оппонента из одного очень серьезного учреждения: «Не надо рассуждать! Вы посмотрите на свое лицо — там же вся таблица Менделеева!». Это лучшее, что я слышал в отечественной журналистике за последние годы! (Зал грохнул от аплодисментов.)
...Идеолог и куратор премии Марина Райкина добавляет масла в огонь, припоминая, чем вообще знаменательно 31 октября: тут и Хэллоуин, и день работников СИЗО и тюрем (смех в зале), учреждение знака «Почетный работник НКВД», наконец, мумию Сталина вынесли из Мавзолея:
— Вот мы и должны решить, кто тут святой, а кто нечисть, — шутят в зале.
— А что вы смеетесь? Павел Николаевич лично вычеркивал не понравившихся ему артистов!
— Да ну? А мы думали, здесь все решает только Олег Павлович!
...После веселой пикировки с мест церемония продолжается.
В этом году появилась неожиданная номинация «ввод в спектакль», и приз взяла красавица Юлия Чебакова за образ Нины («Он в Аргентине», МХТ им. Чехова). Театралы знают, что год назад в этой роли на сцену выходила Марина Голуб. Ее не стало, спектакль решили закрыть. Но... ради спасения проекта решили попробовать ввести Чебакову.
— И было трудно, и трудно остается, — делится актриса впечатлениями, — но ради светлой памяти Маши... — и принимает еще приз за режиссера Диму Брусникина, который накануне угодил в больницу и не смог быть в «МК».
Увы, прозвучала и еще одна грустная нотка. Только что Москва схоронила любимую Ольгу Аросеву. Премия готовилась давно, Ольга Александровна радовалась и готовилась прийти на вручение (номинация «ансамбль» за спектакль Виктюка в Театре сатиры на троих: Аросеву, Веру Васильеву и Елену Образцову). И вдруг ее не стало. По иронии судьбы она даже осталась в списках на вход... И пусть — Аросева остается с нами навсегда.
— В жизни не было счастливее мгновения, чем работа над спектаклем, — вспоминает Вера Кузьминична. — Аросева — это свет и добро, от нее вам спасибо...
«Лучший спектакль для подростков» увезли на «Серпуховку» Тереза Дурова и восемь ее артистов за потрясающий спектакль «Они поженились, и у них было много…» — совместный проект с посольством Франции и Французским институтом. А премией за лучшую акцию — «Отдаленная близость» — отмечены институт Гете, интеграционная студия «Круг II» и Центр драматургии и режиссуры.
Целую овацию в свой адрес выслушал Ефим Байковский — это, несомненно, главная мужская роль в категории «мэтры» за образ оценщика Грегори Соломона в «Цене» Театра Маяковского. Кстати, совсем недавно «Цена» Хейфеца каталась на гастроли в Тель-Авив, и публика стоя аплодировала минут пятнадцать после израильской премьеры. В продолжение гастрольной темы: только что вахтанговцы с «Анной Карениной» вернулись из сложной поездки на Кубу. В «МК» плеяда вахтанговцев получает кучу призов за «Евгения Онегина»: это и Людмила Максакова (лучшая женская роль второго плана — их в «Онегине» у Людмилы Васильевны было несколько), и «гусар» Владимир Вдовиченков (лучшая мужская второго плана), и Ольга Лерман за Татьяну Ларину, и, конечно же, боевая и задорная Мария Волкова (Ольга). Так держать! Правильно было сказано не раз, что Театр Вахтангова сегодня на подъеме, на кураже. Это всегда чувствуется, и это кайф. Недаром, собственно, Римас Туминас вышел получать главный приз — все за того же «Онегина», ставшего лучшим спектаклем большой формы.
— Я уж ветеран премии «МК», — заявила Людмила Максакова, — 15 лет назад приходила получать, так мне дали приз — чайник. (Смех в зале.) Ну что ж, кофе я люблю... теперь и тарелочка пригодится!
К сожалению, опять же по причине гастролей, до нас не смог доехать Марк Розовский: его «малая форма» (а именно «Похороните меня за плинтусом») просто очаровала (особенно ролью бабушки, которую сыграла колоритная и сильная актриса Галина Борисова, взявшая «лучшую женскую роль» в категории «мэтры»).
Нельзя не отметить и блестящую работу Маяковки — «Любовь людей» — Юлия Силаева за Людку берет «лучшую женскую» в «полумэтрах», Алексей Фатеев — «лучшую мужскую», а «лучший спектакль» в категории «начинающих» достается режиссеру Никите Кобелеву.
Мало кто будет возражать и против вручения худруку драмтеатра им. Пушкина Евгению Писа реву приза за большой спектакль в «полумэтрах» «Добрый человек из Сезуана» — работа, понятно, Бутусова, но он не смог приехать. Здесь же за «малую форму» берет и МХТ им. Чехова — классный брусникинский спектакль «Он в Аргентине». Ну а в «начинающих», малая форма достается «Электре» из Театра наций в режиссуре Тимофея Кулябина и «лучшей мужской роли» Олега Савцова. «Гоголевцы» — Саша Ревенко и Юра Лобиков — приехали прямо с репетиции Давида Бобе. Взяли свои премии и за Филиппа Авдеева.
Расходились все в немного приподнятом настроении — всем известно, что лучшего фуршета, чем в середине дня, в «МК», просто не бывает.
Смотрите видео: Кто получил главные награды Театральной премии МК ?