Он входит в зал подтянутый, в затемненных очках, специально для него сконструированных немецкими медиками, чтобы защитить глаза от внешнего воздействия. Справа на подбородке большой шрам: след от кислоты. Он специально покинул клинику в немецком городе Ахене, чтобы встретиться с подчиненными и объявить им планы на предстоящий сезон.
Нашествие репортеров было такое, что даже его верная помощница (в далеком прошлом жена), исполнявшая обязанности худрука во время его отсутствия, Галина Степаненко с трудом пробилась к своему месту. Как ни крути, ближайшие несколько месяцев руководить балетом фактически придется все же ей — несмотря на успехи (80% зрения на левом глазу и около 10% на правом), лечение далеко не закончено, результаты нестабильны (сегодня лучше, завтра хуже), и впереди еще множество операций. История помнит случаи нападения и даже убийства руководителей творческих коллективов: так, в 2004-м в лесу в 50 километрах от Праги было обнаружено расчлененное тело Дмитрия Брянцева — худрука балетной труппы Театра Станиславского и Немировича-Данченко убили вследствие криминальных разборок в сфере гостиничного бизнеса, который Брянцев вел в Праге. Но чтобы человек плохо видящий руководил огромной балетной труппой Большого театра (а зрение в этом деле как раз главное) — такого еще не бывало. Так что мерзавцы, заказавшие Филина, точно знали, как вывести его из строя, сделать нетрудоспособным. Но вот Филин показал всем (в том числе и недругам), что он способен вернуться в балет. Надеемся, что все у Сергея Юрьевича получится. Во всяком случае, планов у него громадье.
Впервые на сборе труппы в качестве генерального директора ГАБТа — Владимир Урин, назначенный на эту должность еще в начале июля. Он и открывает почтенное собрание:
— Решение о том, чтобы возглавить Большой театр, было принято мной неожиданно. Я честно понимаю, какой груз ответственности взвалил на свои плечи. Я пришел сюда не совершать революции, но это не значит, что не будет корректировки решений.
И первое решение, которое он принял, — не продлевать контракт с начальником отдела творческого планирования Михаилом Фихтенгольцем, — вызвало бурные аплодисменты в зале. Гендиректор также сообщил и о назначении руководителя молодежной оперной программы Дмитрия Вдовина заместителем управляющего творчекими коллективами оперы, то есть Маквалы Касрашвили.
А еще Урин обратился к СМИ, чтобы они узнавали информацию не от источников, близких к БТ, а из самого Большого театра. И тут же опроверг утреннюю дезу о якобы принятии им решения, чтобы нетворческие сотрудники БТ оплачивали командировки из своего кармана.
Сбор труппы традиционно проходит согласно давно отработанному сценарию. С оглашением планов выступают руководители творческих подразделений театра. А планы, сверстанные еще при предыдущем директоре, существенных изменений не претерпели. Разве что некоторая корректировка в оперном цехе: на неопределенный срок «по техническим причинам» перенесена постановка двух одноактных опер, которые должны были идти в один вечер, — «Иоланты» Чайковского и «Мавры» Стравинского. А первой оперной премьерой в Большом будет возобновление одного из хитов прошлого десятилетия — оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец» в постановке знаменитейшего режиссера Петера Конвичного. Дирижером-постановщиком объявлен главный дирижер и музыкальный руководитель ГАБТа Василий Синайский. А в декабре, но уже на основной сцене — «Дон Карлос» к 200-летию Верди, с международной командой певцов и режиссурой англичанина Эдриана Ноубла. Того самого, что долгие годы руководил Королевским Шекспировским театром в Великобритании. Последней оперной премьерой нынешнего сезона станет шедевр Моцарта «Так поступают все», который уже был предъявлен в июне 2012 года в концертном исполнении. Сейчас же будет осуществлена полноценная постановка также с привлечением западного режиссера (на сей раз не слишком известного) — Флориса Виссера из Нидерландов. Отдушиной для любителей русской классики станет «Царская невеста» Римского-Корсакова из «золотого фонда» Большого театра в уникальных декорациях Федора Федоровского и новой сценической редакции израильтянки Юлии Певзнер.
В балете тоже сплошь иностранцы, имена, правда, легендарные. Пьер Лакотт, помогший в свое время сбежать Рудольфу Нурееву, после феноменального успеха его «Дочери фараона» вновь работает с Большим. И вещица, которую он поставит, тоже не затасканная, вполне тянет на эксклюзив — старинный балет «Марко Спада» аж 1857 года выпуска известного балетмейстера XIX века Жозефа Мазилье. Этот балет более 30 лет назад Лакотт ставил в Римской опере на того же Нуреева. Но специально для Большого он делает (репетиции начались еще весной) его более масштабным, с большим количеством персонажей и частично переработанной хореографией. Эта премьера нас ожидает уже 8 ноября. А в марте выйдет «Дама с камелиями» Джона Ноймайера. За этой легендарной постановкой, ставшей уже классикой XX века, Филин охотился давно. Это огромное, местами даже избыточно подробное и основательное (впрочем, как все у Ноймайера) хореографическое полотно на музыку Шопена в жанре редкой в наши дни балетной психологической драмы с целой россыпью отличных партий. Так что война за роли уже началась. И совсем уж эксклюзивный проект Филина — «Укрощение строптивой» наимоднейшего хореографа и руководителя балета Монте-Карло Жан-Кристофа Майо. Дело в том, что Майо за пределами своей труппы почти никогда не ставит, но Филину удалось-таки уговорить несговорчивого хореографа, и он сделал исключение только для Большого. Кроме того, Филин сообщил, что в театре в этом сезоне возвращаются в качестве приглащенных звезд Иван Васильев и Наталья Осипова, со скандалом покинувщие его два года назад. Продолжит сотрудничество с Большим, пропустивший сезон по причине серьезной травмы знаменитый американский танцовщик Дэвид Холберг, присутствующий на собрании в качестве постоянного члена труппы.
...Несмотря на слова Мединского, что в зале витает позитивный дух, чувствовалось напряжение: по всему было видно, что многие волнуются.