— Теперь на сборах трупп всё больше поют и пляшут, — говорит он, — но хочется более конструктивного.
Зал полный — просто-таки парад планет: Александр Збруев, стройный и поджарый как юноша, красавица Маша Миронова, Дима Певцов почему-то с большой бородой, Саша Захарова, Анна Якунина… Александр Лазарев и Андрей Соколов вступили в шикарный мужской возраст — красота, сила. Кто бы мог подумать, что у них уже взрослые дети, например, Полина Лазарева — актриса театра Маяковского, а сын Маши Мироновой, Андрей…
— Маша, как у него дела?
— Да вот завтра уже играет на сцене Вахтанговского театра главную роль в спектакле «Кот в сапогах». Естественно, он Кот, хотя еще не закончил училище — на последнем курсе.
Но вернемся к конструктивности, за которую так переживает Марк Анатольевич. Этот сезон Ленкома войдет в историю как суперюбилейный — круглые даты отметят один за другим Инна Чурикова, сам Марк Захаров (уже в зрительском фойе открыта выставка фотографий из его знаменитых спектаклей), дальше пойдут Броневой, Янковский, которого к сожалению уже нет, но память о нем в театре сильна.
— Интересно, что будет на юбилее Захарова? — спрашиваю я у директора театра Марка Варшавера.
Он отвечает, что будет представление, рассчитанное не более чем на 1 час 40. Ведущими станут друг юбиляра — Александр Ширвиндт и дочь — Саша Захарова. Приедут Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили, оркестр Спивакова и другие замечательные люди, кто любит Марка Анатольевича и его театр. Ну а зачем звать тех, для кого важно лишь бы формально отметиться на статусном мероприятии?
А в этот момент Захаров представляет нового члена коллектива — знаменитого «знатока» Леонида Каневского.
— Он не новенький, он из основателей, — объясняет Захаров тем молодым артистам, которые не так давно влились в труппу театра и не представляют себе, что Леонид Каневский работал здесь еще с Анатолием Эфросом.
— Я думаю, что с его возвращением из Израиля ситуация на Ближнем Востоке стабилизируется, — шутит Захаров.
Во всяком случае первым спектаклем Каневского станет «Город миллионеров», куда артист будет введен на главную роль. А первой премьерой в Ленкоме станет «Донна Флор и два ее мужа» по произведению Жоржи Амаду — его ставит режиссер Прикотенко. Возможно, на следующей неделе будет объявлено название работы, к которой приступит Константин Богомолов: на него в Ленкоме делают ставку как на большого специалиста по эпатажу и взрыву общественного мнения.
Еще из конструктивного, но из области социальной: в Ленкоме к пяти общежитиям по Москве на 20 квартир добавляется еще 16 двухкомнатных квартир в Салтыковке. Как мне пообещал директор театра, в нем поселятся артисты, нуждающиеся в жилье. Ну про двухразовое бесплатное питание (завтра и обед) — это уже здесь привычно. Прикрепление 120 человек к поликлинике — хорошая новость. Вообще, социальная политика в серьезных московских театрах, таких, например, как МХТ им.Чехова, Вахтанговский, «Современник» как-то успокаивает.
Есть проблемы с Белым залом, отданном студии Александра Збруева для работы с молодыми артистами и режиссерами. Помещение вроде бы отремонтировано, но для театральных постановок с точки зрения акустики, света и прочего мало приспособлено, поэтому Александр Збруев нервничает: в конце-концов это его репутация, его ответственность — собирается серьезно ставить вопрос перед руководством.
После всех внутренних наград за работу в прошлом сезоне Марк Анатольевич призывает всех первый спектакль — а это «Небесные странники» — провести энергично. «Хотел сказать весело, — говорит Захаров, — но передумал. В общем сделаем энергетический бросок в зал. Чтобы громко, чтобы слышали.