В ее жизни все началось, как и у многих актеров, с Островского, с «Бесприданницы» в провинциальном школьном театре. Лилии Толмачевой повезло с педагогами: всегда она вспоминала ту учительницу литературы, которая уговорила ее поступать в театральное. Так и вышло, что будущая основательница одного из самых громких советских театров «Современник» отучилась в Школе-студии МХАТ. Пара лет в Саратовском ТЮЗе (сегодня и там ее вспоминают, прощаясь) – и Лилия Толмачева возвращается в Москву, с победой в конкурсе на роль Нины в «Маскараде». Какой театр? Моссовета! Именно туда ее отобрал Юрий Завадский, тогдашняя московская театральная знаменитость. Успешная карьера в театре Моссовета была, что называется, «на мази». Но…
Но знакомство с «атлантами» уже состоялось, и, как в омут с головой, все они - Ефремов, Волчек, Кваша, Толмачева, Табаков и другие – кинулись в идею «Современника». Экспериментальный театр молодых, актуальный разговор о сегодняшнем дне, смелость, правда – вот они, идеалы. Но эти двое – Ефремов и Толмачева – были близки не только идеалами. Лилия Михайловна и Олег Николаевич поженились, когда она была студенткой, а он работал в Детском театре. Жили, как вспоминала потом Толмачева, в одной комнате с родителями Олега, отгородившись шкафом, часто ссорились и довольно быстро «разбежались». А когда она снова вернулась в Москву, он позвал ее с собой - в «Современник». Первый же спектакль юного театра (по пьесе Виктора Розова) принес успех.
И Толмачева осталась «современницей» больше чем на полвека. Лирическая героиня, красавица, страстная по натуре, интеллигентная, всегда одухотворенная – вот что такое Лилия Толмачева, которую отлично узнала столичная публика за эти долгие годы служения театру. Она сыграла роли, без которых не было бы и самого театра: тот самый первый спектакль «Вечно живые» по Розову, спектакли по работам культовых драматургов эпохи Александра Володина, Леонида Зорина, Михаила Шатрова… Успела попробовать свои силы и в режиссуре.
До последних дней, даже после инсульта (который и помешал продолжить работу в театре до самого финала) Лилия Михайловна сохраняла свою интеллигентность, свой свет, интеллигентность, ясную память и актерский дар. На недавнем вечере памяти Андрея Вознесенского она рассказывала, вспоминала, читала, восхищая зал…
Сегодня ее с нами уже нет, как нет и Олега Ефремова, Игоря Кваши, Евгения Евстигнеева, тех, кто сыграл тогда в 1956-м в первом спектакле «Современника». Они были и останутся – вечно живые.
Смотрите видео: Лилия Толмачёва в спектакле "На дне"