Событие, что и говорить, по всем статьям знаковое. Во-первых, NDT слывет одной из самых продвинутых компаний в мире современного танца, а кроме того, в России всемирно знаменитый коллектив последний раз гастролировал аж 15 лет назад. Всемирную известность и устойчивую репутацию законодателя мод в современном танце труппа имеет благодаря гению. Точнее, двум гениям сразу: одному из своих основателей и первых директоров, нынешнему 80-летнему патриарху европейского балета Хансу Ван Манену, и Иржи Килиану.
Теперешний худрук NDT Пол Лайтфут и его постоянный соавтор Соль Леон — новые кумиры совсем еще зеленой хореографической молодежи (им часто пытаются подражать и начинающие хореографы в России). И эту свою репутацию на долгожданных гастролях NDT хореографическая парочка подтвердила сполна. Sehnsucht на музыку Бетховена — сочинение 2009 года.
Слово означает «сильное желание» или «вожделение», а также переводится как «тоска», «ностальгия». На сцене в световом круге в позе йога сидит танцовщик. Сзади него на фоне черного пространства квадратный проем, который представляет собой вмонтированную в черный задник залитую белым светом комнату. Тут находится мужчина. Рядом с ним на маленький столик склонилась девушка. Сначала танцует парень, тот, что ниже на сцене, потом он застывает — начинается дуэт находящейся в белом кубе пары. А дальше на сцене происходит нечто запредельно-нереальное. Влюбленная парочка, как у Шагала, кажется, парит в невесомости и пытается вылететь в окно. Такой эффект создает комната, которая начинает переворачиваться — неожиданно, рывками, по часовой стрелке — так, что в какое-то мгновение столик может очутиться на потолке, а при следующем повороте стул, стол и сидящая за ним девушка окажутся прямо на стене. В конце первой части балета в широко распахнутую в комнате дверь, в открывшуюся за ней черноту, мужчина уходит. Женщина остается одна. Комната исчезает, и юноша в белых брюках оказывается в окружении двенадцати танцовщиков — восьми юношей с обнаженными торсами и четырех девушек с голой грудью. Это уже вторая часть — с развернутыми дуэтами и ансамблями.
Конца у балета не будет вовсе — он плавно перетекает во второй. Во время перерыва танцовщик в белых брюках опять, как и в начале, сидит в позе йога. Сзади него спокойно прохаживаются монтировщики, готовя сцену к другому балету, а публика не расходится — многие наблюдают необычный для нашего зрителя перформанс длиною в перерыв. Парень встает и медленно-медленно идет к кулисам — идет долго, почти половину антракта. На смену ему появляется женщина в красном платье — она делает различные движения, разговаривает с оставшейся в зале публикой. Потом появляется и ее партнер, мужчина в серых брюках — это уже герои «Бабочки». Мировая премьера этого балета прошла в Театре танца Lucent (ультрасовременное здание в Гааге, в котором постоянно работает этот коллектив), годом позже. Здесь используется уже современная музыка — песни из альбома 69 Lowe Songs группы The Magnetic Fields и Макса Рихтера. Балет полон юмора, тоже сумасшедшая пластика, тоже ощутимо влияние Килиана, такая же размытая структура… Соло, дуэты, трио, ансамбли нечетки и перетекают один в другой.
У Соль Леон и Пола Лайтфута, собственно, как и у их учителей, Килиана и Ван Манена, современный танец представляет собой сплав классического балета, модерна и иных направлений в технике движения. В их работах идет постоянный пластический поиск чего-то необычного и нового. И хотя перед нами чистая абстракция, разумеется, и здесь танец не сводится просто к движениям танцовщиков. Как и во всех современных балетах, смысл каждый зритель волен вкладывать свой. Но, что особенно важно, балеты эти многозначны и в их структуре заложены бесконечно расширяющиеся смысловые значения.