В отличие от предыдущего «Пиноккио», созданного английским композитором Джонатаном Доувом, опера итальянского композитора Пьеранджело Вальтинони значительно «лайтовее». И это касается как музыки, так и интерпретации сюжета. Автор русского текста Лев Яковлев рассказал жесткую и временами просто страшноватую сказку Коллоди по-доброму, никого не пугая, но и с достаточной мерой назидательности. На самом деле идея Коллоди круче, чем месседж Алексея Толстого: превратиться из деревяшки в человека — тема куда более глубокая, чем мечта о побеге в некую счастливую страну. У Коллоди, кстати, тоже есть «страна удовольствий», где все очень быстро превращаются в ослов. Во всяком случае, современный ребенок имеет возможность сравнить двух длинноносых деревянных мальчишек, которые объединены одним замечательным с точки зрения детской психологии качеством: непослушанием и нежеланием следовать правилам. Программка спектакля представляет собой игру, в которой, кидая кости (прилагаются), можно пройти путь Пиноккио, вспоминая увиденный спектакль.
Музыка Вальтинони, по признанию самого композитора, балансирует между мюзиклом и оперой. В ней нет разговорных диалогов, активно используется принцип сквозного развития, однако в музыкальном материале много узнаваемых жанров, танцевальности и, конечно, мелодизма, который подкупает красотой и небанальностью. Очень красива ария Пиноккио, сидящего на крылатом велосипеде, изображающем голубя, на котором Пиноккио улетает от жандармов. Есть и яркие инструментальные темы, напоминающие о том, что автор оперы не только соотечественник Россини и Верди, но еще и Нино Рота и Морриконе.
Спектакль поставлен молодым режиссером Екатериной Василевой, на которую Камерный театр явно делает ставку. Решение, которое она предлагает вместе с художниками Александром Арефьевым (сценография) и Марией Чернышевой (костюмы), наводит на мысль об эстетике детских утренников. Все очень бюджетно и как-то небогато. И дело даже не в материальном воплощении, а скорее в бедности фантазии. Конечно, лаконичные, но чрезвычайно динамичные, мгновенно сменяющиеся декорации спектакля театра Сац были много интереснее довольно тривиальных видеопроекций и простеньких красочных предметов, значительно уступающих оснащению детских площадок в ТЦ. А поскольку на сцене вместе со взрослыми актерами играют дети, то картинка смотрится чрезвычайно позитивно.
О детской труппе хочется сказать особо. Здесь видна очень качественная работа руководителя детской студии Елены Озеровой: юные артисты поют сложные многоголосные партии, не вступая в звуковой диссонанс со взрослыми голосами. Конечно, были бы микрофоны, текст был бы слышен гораздо лучше. И это пошло бы на пользу спектаклю, ибо детки, составляющие главную часть публики, хотят в подробностях понимать, что происходит на сцене. Некоторым взрослым артистам микрофон тоже не помешал бы: не всегда просто было разобрать, что именно поет Евгений Болучевский (Джеппетто), Ольга Березанская (Лиса), Виталий Родин (Кот). Сергей Байков (Манджиофуоко) был очень хорош и внятен. А Мария Симакова — обладательница удивительного голоса — создала очень обаятельный образ Пиноккио, который понравился и детской, и взрослой аудитории. Как обычно, дети комментировали происходящее на сцене. Особенно милым стал комментарий очень маленького мальчика, не согласившегося с предложенным художником образом акулы: «Нет, — сказал он громко и решительно, — это не акула. Это другая опасная рыба».