Чрезвычайный потому, что перед огромным количеством журналистов предстали сразу три чрезвычайных полномочных посла — Франции, Израиля, Канады. Первое слово было предоставлено даме — Дорит Голендер, возглавляющей дипломатическую миссию Израиля в Москве.
— В этом году 20 лет вашего фестиваля совпало с очень важной для вас датой — 65-летием государства Израиль. Я очень рада, что нашу страну на фестивале представит выдающийся хореограф современности Охад Наарин.
Посол Франции Жан Глиниати говорит по-русски и отмечает, что хотя фестиваль и носит имя Чехова, но свою репутацию на международном уровне завоевал благодаря Валерию Шадрину, президенту фестиваля.
Шадрин, конечно, не из тех людей, которые любят комплименты, он сразу переходит к изложению программы — а она солидная: 59 представлений 19 названий менее чем за два месяца. Имена — одно другого звучнее. Взять хотя бы хореографическую программу: Сильви Гиллем со спектаклем «За 6 тысяч миль». Кроме неё в наличии имена, от которых голова пойдет кругом и у самого привередливого балетомана — Иржи Килиан, Матс Эк, Уильям Форсайт — именно этих хореографов танцует легенда французского балета. Стоит добавить ещё, что приезжает Николя ля Риш, которому Юрий Григорович впервые за более чем сорокалетнюю историю существования балета «Спартак» в Большом театре, доверил танцевать заглавную партию.
Мэтью Борн привезет в Москву свою «Спящую красавицу», которая заснула в 1890-м году (в год премьеры знаменитого балета Чайковского), а проснулась в наше время. Жозеф Надж, Мария Пахес со своим умопомрачительным фламенко, коллективы танца из Тайваня…
— Чеховский фестиваль стал крупнейшим мировым событием, — считает Михаил Швыдкой, — и не уступает ни одному значительному явлению в мировом современном театре. Ни Авиньонскому, ни Эдинбургскому. Благодаря Чеховскому, мы погружены в контекст мирового театра.
Фестиваль открывает внук Чарли Чаплина — Джеймс Тьере. Несколько лет назад он привозил на наш фестиваль «До свидания, зонтик», на этот раз на суд московской публики представит спектакль «Рауль». Джеймс Тьере — красавец, волосы тронутые элегантной сединой. О своем новом спектакле говорит так:
— Обычно я не люблю говорить о том, что я делаю. Театр сам говорит о своих тайнах. Я задумал спектакль, как дань и почтение театру — ведь я, собственно, им создан, причем родился я на перекрестке театра, музыки, пластики.
Следует заменить, что, показывая в Москве «Рауля», уже можно говорить о его новой работе, которую он выпустил вместе с Чеховским фестивалем, и, по словам Валерия Шадрина, совместная продукция с Джеймсом Тьере будет показана в Москве в 2014 или 2015 году. Конечно, Москва ждет нового спектакля Робера Лепажа «Карты 1: пики». Правда, сам режиссер на этот раз не приедет, но, как сказал посол Канады: «Мы ждем его в декабре в Москве, когда он представит свой новый спектакль с удивительным и самым тонким актером современности — Евгением Мироновым».