Завтра уже в 11 утра Юрий Петрович переступит порог Большого театра, чтобы завершить труд, начатый еще в прошлом году. Работа над «Князем Игорем» была остановлена в связи с болезнью режиссера, и мало кто верил, что мастер вернется. Но произошло невероятное: 95-летний Любимов вырвался из комы. Медики только развели руками: «No comments». Это только Книга рекордов Гиннесса зафиксирует без всяких объяснений факт — просто чудо.
С какого же этапа возобновится работа в Большом? Как мне рассказали сотрудники театра, всю предварительную подготовку Юрий Петрович сделал еще до болезни, так что теперь он приступает уже к репетициям. Пока на Новой сцене, а ближе к выпуску перейдет на историческую. Вся техническая команда и творческий состав в сборе, практически никто из основных исполнителей не сошел с любимовского «корабля». Главные партии поют Владимир Моторин, Паата Бурчуладзе и другие, дирижер — Василий Синайский. Кстати, с ним Любимов уже работал над операми на Западе. А вообще за всю свою творческую жизнь он выпустил 33 оперы в ведущих театрах мира — Ла Скала, Парижской опере, в Турине, в Мюнхене, в Чикаго и других.
После чудовищного скандала 11-го года на Таганке, когда зарвавшиеся, распущенные артисты буквально выжили Любимова из созданного им театра, Юрий Петрович тяжело переживал, но продолжал работу. Он выпустил в Вахтанговском театре «Бесы» по Достоевскому. Как рассказали мне артисты Вахтанговского, он работал так, как сейчас мало кто работает: еще на старте весь репетиционный процесс был расписан им как по нотам. В результате — успех, билетов на «Бесы» не достать.
Уже известен и режим работы Любимова в Большом: по 6 часов в день — 3 утром и 3 во второй половине с перерывом на 3 часа. Такой распорядок подстроен скорее не под Любимова, а под певцов: голосам требуется отдых, а кто-то еще и поет в вечерних спектаклях.
Вообще Юрий Петрович поражает: ему 95, он перенес личную трагедию, связанную с поведением своих артистов, тяжелую болезнь, но… Откуда душевные и физические силы берутся? — думала я каждый раз, когда еще в марте слышала по телефону его бодрый и совсем не со старческими нотками голос. А он сообщал, что с утра у него был балетный станок — в том смысле, что он способен делать упражнения ногами — и врачи им остались довольны. Что он совершает часовые прогулки и принимает гостей. Правда, гости все приходят в основном по делу — обсуждают работу в Большом и будущую, к которой он приступает сразу после выпуска «Князя Игоря».
Команда Большого театра готова, обстановка на площадке деловая и доброжелательная. Вместе с композиторами Владимиром Мартыновым и Павлом Кармановым Любимов сделал новую редакцию оперы Бородина, в результате она сокращена, а точнее, очищена от многолетних наслоений, образовавшихся в партитуре за время постановок. Что касается Таганки, то эту тему, похоже, он для себя закрыл. И правильно сделал — в эту «нехорошую квартиру» возвращаться не стоит.