Детей на премьеру в РАМТ ведут классами: 12-летним в Москве действительно мало что можно посмотреть, а тут… Романтика-экшн- любовь-дружба. Один за всех и все на одного. Например, на Атоса, который лихо расправляется с четверкой врагов. Зрелище не детское. Да и сам спектакль начинается жестко — в глубине сцены казнят рыжеволосую Миледи. Но не успел карающий меч опуститься на прелестную авантюрную головку, как поехали справа налево декорации в виде деревянных панелей — и предстала уличная толпа. Режиссер-постановщик Андрей Рыклин задал действию боевую скорость. Здесь нет ничего лишнего, слова успешно заменили движения: на улице, во дворце, на войне… Это весьма удачная находка хореографов Лилии Сафиной и Дмитрия Бурукина (он же играет д´Артаньяна).
Из досье «МК». «Три мушкетера» Дюма — лакомый кусочек для любого театра с точки зрения кассы: где его только не ставили, даже в театре Бакинского ребенка (был такой в Азербайджане). До недавнего времени самой популярной и непревзойденной инсценировкой знаменитого романа многие годы считался мюзикл Максима Дунаевского в московском ТЮЗе (постановка 1974 года). «Три мушкетера» идут в театре Стаса Намина, а в эту новогоднюю кампанию героев Дюма даже поставили на коньки в новогоднем шоу. И вот последнее явление мушкетеров — в Молодежном театре.
Инсценировка (Андрей Рыклин и Мария Шутова) сделана по принципу возврата к событиям. Демонстрируется не причинно-следственная связь, а наоборот, результат, а следующая сцена — то, что ей предшествовало. Вот, скажем, д’Артаньян в женском платье, тяжело дыша, врывается к Атосу. Тот удивлен внешним видом друга, только потом д’Артаньян раскрывает, и уже не на словах, причину такого маскарада. Таким образом сохраняется интрига, держится внимание.
«Три мушкетера» — сугубо мужской спектакль, поскольку в нем идет бесконечный бой — мушкетеров с гвардейцами кардинала, мужчин с женщинами… Бои ставил сам режиссер.
— Андрей, я сбилась со счету — сколько у тебя батальных сцен?
— Попробую посчитать… На два акта 15–18.
— Рубятся все-таки не спортсмены-фехтовальщики, не каскадеры, а драматические артисты. Насколько ребята оказались подготовлеными к такой работе?
— Еще десять лет назад Алексей Владимирович Бородин (худрук РАМТа. — М.Р.) предлагал взяться за роман Дюма. Но я тогда сказал, что с тем составом труппы это невозможно. Теперь же, после «Алых парусов», когда пришло другое поколение артистов, эта идея реализовалась. Я готовил ребят примерно два месяца, но режим был щадящий — тренировки два-три раза в неделю. Просто в процессе работы образовалась вынужденная пауза — и это, конечно, было не очень хорошо.
— Самый сложный бой в спектакле?
— Их два: в конце первого акта бой Атоса с четырьмя противниками и начало второго — парный бой д’Артаньяна с Рошфором.
— Какое оружие применяется в спектакле?
— Спортивный шпажный клинок, но к нему сделана историческая гарда, и от этого он немножко становится тяжелее.
Но «Три мушкетера» — это не только бои по правилам и без. Это и любовь-нелюбовь, которая приводит к последствиям.
Я хотел как можно ближе оказаться к роману, а не делать очередную версию Дюма. Конечно, спектакль о любви, о неумении контролировать свои поступки, за которые потом платишь высокую цену.