Священная грязь Пины Бауш

Красная комбинация для балета Стравинского

На проходящем в Большом театре фестивале «Век «Весны священной» — век модернизма» танцтеатр из Вупперталя показал еще одну и тоже ставшую уже хрестоматийной версию балета Стравинского. Созданный Пиной Бауш в 1975 году и вошедший в историю балета как один из самых скандальных, этот спектакль совсем не похож на все то, что знаменитая театральная авангардистка будет делать впоследствии.

Красная комбинация для балета Стравинского

тестовый баннер под заглавное изображение

В балете Бауш, представленном на фестивале в Большом, некоторые детали сюжета балета Стравинского—Рериха—Нижинского сохранены буквально. У нее тоже есть и Жертва, и Земля… Но рассыпанная повсюду на сцене земля у Бауш — еще и грандиозная метафора. Мысль о том, что все обретут покой в этой обители и, из глины рожденные, в глину и превратятся, — важная для этого балета, заканчивающегося, как и балет Нижинского, смертью Избранницы. Строки из Ахматовой: «И мы мелим, и месим, и крошим тот ни в чем не замешанный прах, но ложимся в нее и становимся ею» — могут быть комментарием к концепции Бауш. Земля, а точнее — смоченный водой торф, ковром рассыпанный по сцене, по ходу балета превращается в месиво. Перепачканные грязью босые танцовщики бегают, падают или вовсе лежат на этом земляном покрытии.

Как и в спектакле Нижинского, а затем у Бежара, для Бауш этот балет — «дело сплоченных масс, а не индивидуальных проявлений». Две массы — мужская и женская — в «Весне» тоже противопоставлены друг другу. Разница существенная: у Бежара две природные силы — инь и ян, при слиянии которых проявляется Божественное начало. У феминистки Бауш между ними идет непрестанная, целенаправленная война — за господство и на истребление.

Сейчас в исторической перспективе можно только констатировать, какое тотальное воздействие балет Бежара имел на его современников. Полна аллюзиями и отсылками к бежаровскому балету и Пина Бауш. Только ставя свой балет шестнадцать лет спустя и так же показывая групповое совокупление, она делает его не любовным актом, а актом и физиологическим, в прямом смысле окуная в грязь — и настоящую, и метафизическую. Воспетая Бежаром Красота у Бауш предстает Уродством. Перепачканные грязью, нарочито тяжело дышащие люди теряют у нее человеческий облик. Мужчины настигают и насилуют обезумевших от страха женщин и, как нацисты в концлагере, выбирают жертву. При этом насилие у Бауш притягательно — как для самой послушной жертвы, так и для наблюдающей за экзекуцией толпы. Сломленная, покорная женщина, получившая от подруги красную комбинацию (в балете она — ритуальное одеяние смертницы), подходит к мужчине. И тот равнодушно и чуть ли не по запаху определяет ту, которой предстоит умереть. А дальше — последний акт трагедии: ритуальный танец обреченной жертвы в этой кроваво-красной комбинации — со спадающей лямкой и обнаженной грудью, — которая с последними тактами музыки замертво падает в грязь.

Как именно должен выглядеть этот танец, показывают непосредственно перед спектаклем в получасовом документальном фильме «Весна священная. Репетиция». «Тут надо быстро-быстро бежать, а потом внезапно остановиться… Это плечо поднято, а это опущено. Не надо маршировать! Тут нужно вытянуться, как резина», — делает замечание и расставляет акценты еще очень молодая и очень привлекательная фрау Бауш. Она в резиновых сапогах, заправленных в них широких штанах. На голове что-то вроде авиационного шлема — прямо со съемок фильма «Плач императрицы». Беспрестанно курит — и, главное, показывает движения. Сделать, как она, невозможно... Но это помогает танцовщице уловить суть, а зрителям по просмотру балета сделать вывод: традиции театра танца Вупперталя, заложенные Бауш, и сейчас, спустя 4 года после ее смерти, бережно сохраняют.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру