Дети не могут без отца, на которого полтора года назад нападали? Детям нужен хороший ремень (сильная рука)? И, наконец, какова реальная ситуация сейчас в мятежном театре, который два сезона без возмущений работал без Мастера под началом мастера актерской игры Валерия Золотухина? Чего это вдруг?
— Это не вдруг, это не резкий шаг. Ситуация достигла абсурда, — так характеризует атмосферу на Таганке Тимур Бадалбейли.
— А в чем, по-вашему, абсурд?
— Абсурд в отношении к идущему репертуару, в том, что сняты с афиши несколько названий. Произвели нелепые, чудовищные вводы спектаклей, которые понижают их уровень. И даже голос Юрия Любимова, который всегда предварял наши спектакли, убрали - записан голос другого артиста.
"МК" узнал, что, например, снят спектакль Любимова «Медея» по Еврипиду, где главную роль блестяще играла Любовь Селютина — очень хорошая и паталогически скромная актриса. Она комментирует:
— Мне просто сообщили, что я играю последний спектакль. Почему? — не стали объяснять. Потом я прочитала как мотивировали снятие спектакля: «дух не изменился, но тела актеров подверглись изменению». Вообще, после ухода Юрия Петровича из театра лично я болела полтора месяца, находилась в больнице.
Со стороны то, что происходит на Таганке выглядит чудовищно. Любимов — в отставке, дома. Сменивший его на посту худрука Валерий Золотухин в тяжелейшем состоянии, в больнице, без сознания. Труппа не раскололась, но то, что в ней существует два неравноценных по численности лагеря — это факт. С одной стороны — часть артистов, сочувствующих своему бывшему режиссеру и критически оценивающая новое руководство.
— Атмосфера что и говорить — нехорошая, — считает ведущий актер Феликс Антипов. — Есть персонажи, которые называют себя руководством, но ведут себя не очень прилично. Вот на последнем худсовете наш артист Толя Васильев недоуменно спрашивал: «Зачем Ира Линдт (актриса театра, жена Валерия Золотухина — «МК») понесла в больницу заявление об отставке, чтобы Валерий Сергеевич его подписал?» Ну спросил, так ему в ответ такую подлость закричали.
Кстати, с этим заявлением о добровольном отречении Валерия Золотухина от должности есть вопросы. В театре считают, что пользуясь состоянием артиста, его буквально заставили подписать передачу полномочий тем самым людям, которые, по мнению многих, мутят все на Таганке — режиссеру, заместителюь Золотухина Ренате Сотириади, музруку Татьяне Сидоренко и завтруппой Виктору Рыжикову. Характерно, что Сотириади - самая активная участница борьбы с Любимовым, хотя и его ученица. Ее упрекают в том, что она, опять же пользуясь болезнью нынешнего руководителя, свой плохой (так считают в театре) спектакль «Двенадцатая ночь» перенесла на большую сцену.
Мы задали один вопрос артистам: «Хотели бы вы, чтобы Юрий Любимов вернулся?» Ответ был один — хотели бы.
— Я не могу сказать, что все с восторгом ждут этого, — поясняет Феликс Антипов. — Но могу сказать, что эта троица всем глубоко противна. Просто не все об этом говорят вслух.
Мы дозвонились г-же Сотириади:
— Это что, новый поворот? Все хотят возвращения Любимова?
— Видно, только эти артисты этого хотят. Нам в театре неизвестно ничего о том, что состоится пресс-конференция... Видимо, и директору это неизвестно. Сами по себе решили пойти... Тимур Бадалбейли — это тот человек, который писал открытое письмо в СМИ Юрию Любимову, чтобы тот как раз ушел из театра. И мне странно, что эти люди пойдут завтра на пресс-конференцию.
Мятежная Таганка «беременна» революции и, похоже, надо ждать от нее Апрельских тезисов. Но как бы там ни было, кажется пришло время поставить точку в этой некрасивой истории — по выдворению Юрия Любимова из театра, им же созданного.